РГ: муниципалитеты еще не готовы к электронному взаимодействию при оказании госуслуг
На сайте "Российской газеты" опубликована статья А.Камаевой "Системный сбой". В ней рассказывается о ситуации с оказанием госуслуг в Башкирии. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Большинство органов местного самоуправления в Башкирии пока не способны предоставлять населению государственные и муниципальные услуги в соответствии с последними требованиями федерального законодательства - оперативно и в электронном виде.
Дабы окончательно развеять иллюзии о мнимом благополучии с электронным взаимодействием между ведомствами, специалисты регионального Управления Росреестра в течение двух месяцев - в августе и сентябре - опрашивали заявителей, пожелавших получить на руки сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Результаты шокировали: более 40 процентам клиентов выписки из ЕГРП понадобились, чтобы затем передать их в органы местного самоуправления. Кроме того, анкетирование выявило, что далеко не все организации готовы работать с электронными выписками. Многие нотариальные конторы, банки, как и "отсталые" муниципалитеты, все еще требуют предоставить им сведения в бумажном виде с печатью и подписями государственных регистраторов.
— Вывод очевиден: после первого июля к документообороту в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе и в электронном виде, приступили далеко не все заинтересованные структуры. Эта работа хорошо налажена менее чем в 37 процентах муниципалитетов. В остальных же городах и районах посетителям, судя по всему, приходится по-прежнему собирать необходимые документы либо решать возникающие вопросы самостоятельно, - рассказал руководитель республиканского Управления Росреестра Игорь Шеляков. - Запросы от республиканских органов исполнительной власти о предоставлении сведений из Государственного кадастра недвижимости в указанный период вообще не поступали. Примечательно, что за предоставление сведений из Росреестра, согласно регламенту, людям приходится платить пошлину, тогда как сами муниципалитеты в состоянии запрашивать ту же информацию напрямую и бесплатно.
Справки и заявления на тему регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета составляют наиболее насыщенный информационный поток при оказании госуслуг. И это понятно, ведь без данных из ЕГРП невозможно проводить операции с недвижимостью и получать ряд социальных льгот. В республиканском Управлении Росреестра отмечают, что число межведомственных запросов от федеральных органов исполнительной власти постоянно увеличивается. В третьем квартале этого года оно достигло уже 90 процентов к уровню первого полугодия и продолжает расти.
При этом за девять месяцев 2012 года в Росреестр поступили запросы лишь от 332 органов местного самоуправления из более 900 существующих. В частности, к государственному порталу за информацией из ЕГРП активно обращаются лишь 28 муниципалитетов. В числе безусловных лидеров - администрация города Сибай, которая в 2012 году сделала уже около 200 запросов через портал. Больше сведений запрашивали только столичные районы и некоторые подразделения комитета по управлению собственностью.
— Мы требуем строгого выполнения требований федерального законодательства от всех подведомственных структур и сами стараемся подавать им достойный пример, - поделился опытом с корреспондентом "РГ" заведующий сектором по развитию муниципальных услуг и административной реформы администрации Сибая Ринат Шагеев.
В октябре в Республике Башкортостан утвердили окончательную схему внедрения межведомственного взаимодействия на уровне муниципалитетов. Специалисты надеются, что это поможет сдвинуть решение вопроса с мертвой точки и побудит местные власти к более активному содействию.
Рафаиль Гибадуллин, уполномоченный по правам предпринимателей в РБ:
— Органы местного самоуправления перекладывают обязанность развивать межведомственное электронное взаимодействие на плечи местных комитетов управления собственностью, в функции которых это вообще не входит. Пока не будут отработаны необходимые механизмы взаимодействия между госструктурами, поток жалоб на административные барьеры, искусственно возводимые для бизнеса и представителей других сфер деятельности, не иссякнет.
Когда я только пришел работать, мой первый руководитель сказал, запомни золотое правило, прежде чем что-то с кого-либо спросить, сначала обеспечь его необходимым, что бы он мог ответить.
А у нас получается пока только спрашивать.