На сайте "Slon.ru" в рамках совместного проекта с программой «Рунетология» опубликован материал М.Спиридонова "Рынок навигации: как конкурировать c Google Maps и "Яндекс.Картами". В нем Александр Казаков, основатель компании Navitel, разработчика цифровой картографии, рассказывает о том, каким будет навигационный софт завтра, произойдет ли консолидация на его рынке и победят ли мобильные сервисы коробочные продукты. Послушать интервью без сокращений можно на сайте программы «Рунетология».
Про укрупнение рынка
Безусловно, все будет укрупняться. Есть одна проблема, которая возникает – то, что нас делает разными. Мы предоставляем офлайн-навигацию, то есть навигацию, которая не требует для прокладки маршрута интернета. Я не говорю о пробках и другой динамической информации (стоимость топлива на заправках, меню в ресторанах). Наше основное отличие заключается в том, что мы предоставляем пользователю карту в режиме офлайн. Ему не нужен интернет для того, чтобы проложить маршрут и посмотреть карту
О потребностях пользователей
Картографический бизнес с точки зрения навигации давно перестал быть бизнесом, который прокладывает маршруты из точки А в точку В с учетом дорожной ситуации – запретов, разворотов и типов дорог. Пользователя сегодня не удивить просто прокладкой маршрута, ему необходимо дать достоверную информацию о точках интереса (так называемых POI), например ресторанах. На сегодняшний день успешнее всего это делают «Яндекс», 2ГИС и Google.
О «Яндекс.Картах»
У «Яндекса», как мне кажется, основная бизнес-идея заключается в том, что они продают не навигацию, а рекламу, а мы продаем навигацию с онлайн-сервисами, и мы стараемся эту навигацию сделать более юзабельной в автомобиле. «Яндекс» больше делает навигацию и предоставляет свои сервисы потребителю, давая рекламу в своем программном обеспечении.
О международной экспансии
В России у нас от 60% до 80% рынка. Безусловно, в России нас используют больше на сегодняшний день. На Украине у нас достаточный объем рынка. В Белоруссии у нас практически 99%, там нет никого, кроме нас. Количество людей, безусловно, меньше, так как там меньше население. В Казахстане мы достаточно сильны, у нас почти 90% рынка, а остальные 10% – это тот же «Навител», но не совсем легальный. В Восточной Европе у нас меньший процент, но людей, проживающих в Восточной и Западной Европе, больше.
Про юзабилити
Когда мы начинали делать программу, мы ее делали как программисты и старались навязать пользователю функционал, который, по нашему мнению, казался очень удобным и понятным. Мы старались не делать автоматизацию некоторых процессов. Например, определение спутников. Пользователю непонятно, зачем их определять, если программа сама могла бы их определить. Мы же старались делать интерфейс, который бы показывал, сколько спутников он поймал, чтобы человек мог сам все настраивать. Нам казалось, что это удобно. Сейчас мы уже это понимаем.
Про мобильный рынок
Cейчас весь софт перемещается в Google Play, в App Store. Нет смысла продавать софт в коробках, его никто не покупает, его покупают непосредственно с устройством. Это удобно, понятно и быстро. В Европе очень сложно найти навигационный софт, который продается в коробках.
У нас нет желания ограничивать нашего пользователя в плане платформы. Сегодня нашему потребителю нравится платформа Bada, завтра ему будет нравиться «Андроид», послезавтра – iOS. Мы делаем решения для разных платформ. Нас иногда спрашивают: «Зачем вы делаете карту Минусинска или города, в котором живет 15–20 тысяч человек, города, в котором все его знают и никто не ездит в нем по навигатору?» У нас такой же ответ на этот вопрос. Мы хотим делать наш продукт с точки зрения картографического покрытия очень ровным и качественным для всех регионов.
Про будущее картографического рынка
Он будет выглядеть ровно так же, как и сейчас. Безусловно, будут присутствовать 3D-модели различных городов, будет дополненная реальность и так далее. Есть некоторые вещи, которые будут делаться, но основная задача любого игрока – это создание карты и поддержание ее в актуальном виде. Кто это сделает, тот и будет победителем.