На сайте газеты "Известия" опубликована статья И.Чеберко "Глонасс" в этом году больше не запустят". В ней рассказывается о причинах переноса запуска КА «Глонасс-К2». Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
По информации «Известий», госкомиссия отложила запуск навигационного аппарата на 2013 год из-за выявленных на испытаниях дефектов «Фрегата».
28 ноября на заседании государственной комиссии по подготовке к запуску космического аппарата «Глонасс-К2», намеченному на 25–27 декабря 2012 года, было принято решение отложить старт на 2013 год, ориентировочно на февраль или март. Причиной переноса стали проблемы с разгонным блоком «Фрегат», изготовленным в химкинском НПО имени Лавочкина.
Проблемы были выявлены уже при испытаниях аппарата на космодроме в Плесецке. У доставленного из Химок изделия были перепутаны кабели в системе контроля расходования топлива, также были обнаружены и другие неисправности, сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе.
— В процессе подготовки был выявлен ряд производственных дефектов, которые были устранены, — пояснил «Известиям» генеральный директор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов. — Испытания проводятся специально для того, чтобы понять — не повредилось ли что-то при перевозке, все ли правильно сделано.
Характер дефектов Хартов конкретизировать не стал.
Космический аппарат «Глонасс-К2», сделанный ИСС имени Решетнева, должен был быть запущен на орбиту для проведения летных испытаний еще в прошлом году. Тогда старт перенесли, поменяв очередность запусков — вместо экспериментального «Глонасс-К2» полетел серийный «Глонасс-М».
По словам источника в Роскосмосе, госкомиссией был поставлен вопрос о предоставлении нового разгонного блока взамен провалившего испытания. В то же время глава «Лавочкина» считает, что и тот аппарат, что есть в наличии на космодроме Плесецк, способен выполнить задачу.
— На наш взгляд, «Фрегат» готов к тому, чтобы лететь сейчас, мы устранили недостатки, — говорит Хартов. — Мы только должны доказать это более убедительно, чем сделали это на госкомиссии 28 ноября. Безусловно, комиссия в рамках своих полномочий сделала выводы, у меня претензий нет. У меня претензии к нам, что мы не смогли доказать, что мы правы.
Планируется, что начиная с 2014 года аппараты серии «К» с увеличенным до 10 лет сроком службы и с более современным форматом навигационного сигнала начнут заменять нынешние спутники «Глонасс-М». Однако постоянный перенос даты окончания летных испытаний автоматически отодвигает и дату начала серийного производства спутников системы ГЛОНАСС третьего поколения, которые призваны обеспечить технологический паритет российской навигационной системы с американской GPS и европейской Galileo, развертывание которой запланировано на 2015 год.
Первый экспериментальный спутник «Глонасс-К1» был выведен на орбиту в феврале 2011 года. При этом ряд запланированных испытаний он должен проходить именно в паре с другим спутником третьего поколения, запуск которого откладывается.
— Пока в программе летных испытаний остается много задач, которые не требуют второго экспериментального аппарата на орбите, — говорит заместитель гендиректора ЦНИИмаша Сергей Ревнивых. — Когда дело дойдет до таких задач, тогда второй аппарат и будет запущен.
Наряду с перенесенным запуском аппарата «Глонасс-К2» на следующий же год перенесся и запуск трех спутников «Глонасс-М» носителем «Протон» с Байконура. Аппараты давно готовы, но Роскосмос считает их запуск нецелесообразным — существующая орбитальная группировка обеспечивает оптимальные характеристики.
— Сейчас нет оперативной необходимости запускать новые аппараты, — говорит Ревнивых. — Точность ГЛОНАСС сейчас составляет 2,6 м, всего в полтора раза ниже, чем у GPS. Даже притом что по целевому назначению используется 23 аппарата, один временно выведен на техобслуживание. Доступность сервиса стопроцентная, навигационное поле по всему миру абсолютно нормальное. Кроме того, у нас еще есть аппараты в орбитальном резерве.
Разгонные блоки подводят российских ракетчиков со странным постоянством. Дважды за последние полтора года аварийно заканчивались запуски «Протонов» с разгонными блоками «Бриз-М» — поломки последних привели к тому, что телекоммуникационные спутники «Экспресс-АМ4», «Экспресс-МД2» и «Телком-3» стали космическим мусором. Последняя авария «Бриза» в августе этого года привела к увольнению главы Центра Хруничева, изготовителя данных блоков. В конце 2010 года из-за некорректной работы другого разгонного блока — ДМ-3 не вышли на орбиту три спутника «Глонасс-М». После громкого разбирательства президент Дмитрий Медведев уволил заместителя главы Роскосмоса Виктора Ремишевского.
Разгонные блоки «Фрегат» имеют безупречную репутацию — из-за них аварий еще не случалось. По сути Россия поставляет их на экспорт для запусков ракетами «Союз» с космодрома Европейского космического агентства (ЕКА) во Французской Гвиане. Также обсуждалась возможность использования «Фрегатов» c европейскими носителями Ariane V. В ближайшие годы «Лавочкин» рассчитывает наладить производство 12 разгонных блоков в год.
По данным Роскосмоса, стоимость одного разгонного блока «Фрегат» по федеральной космической программе в ценах 2012 года составляет 298,3 млн рублей.
О точности ГЛОНАСС уже стали говорить в метрах. До недавнего времени С.Б. Иванов хвалил его в процентах. Глядишь, не за горами то время, когда найдутся специалисты, которые разбираются в актуальной точности, вдруг и в геодезии чё сгодится?