Какие кадастровые инженеры действительно нужны в России
Исаченко А.П., к. э. н., доцент кафедры землеустройства
ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», Москва.
Полагаем, что в силу своеобразности складывающейся в течение уже почти трех лет ситуации с подготовкой и процедурами аттестации кадастровых инженеров в Российской Федерации предлагаемая тема вызовет интерес у многих читателей журнала.
Рассмотрим современные тенденции подготовки кадастровых инженеров в России
Минэкономразвития России в целях оценки регулирующего воздействия объявил публичные консультации по проекту своего приказа «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 22 января 2010 г. №23 «Об утверждении Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, представляемых одновременно с заявлением о получении квалификационного аттестата кадастрового инженера». Отмечается, что Проект издан в соответствии с частью 6 статьи 29 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Проект приводит положения приказа Минэкономразвития России от 22 января 2010 г. № 23 «Об утверждении Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, представляемых одновременно с заявлением о получении квалификационного аттестата кадастрового инженера» в соответствие со статьей 29 Закона и Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части порядка представления перечня документов физическими лицами, претендующими на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера (претендента) в квалификационную комиссию для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
И хотя было заявлено о публичных консультациях, однако прошло уже несколько месяцев, но к нашей оценке ситуации и другим поступившим конструктивным предложениям специалистов в Минэкономразвития России Федерации не прислушались.
При подобных тенденциях ситуацию и перспективы высшего образования в области геодезии, кадастра и землеустройства вскоре можно будет рассматривать как близкую к катастрофической, но ее замалчивают власти всех уровней.
По мнению ведущих ученых Российской Федерации, обосновывающих необходимость проведения государственного землеустройства, в связи с очередными нововведениями ситуация к лучшему вряд ли изменится. Поскольку в основу ускоренной подготовки кадастровых инженеров изначально заложены ошибочные подходы. Подготовка именно профессионалов и их аттестация, безусловно, должна вестись лишь на базе специализированных государственных вузов.
Зачем вообще было «изобретать велосипед» и теперь его усовершенствовать, скоропалительными решениями и процедурами создавать армию специалистов с сомнительной квалификацией, устанавливаемой по результатам их аттестации в комиссиях, реорганизуемых согласно обсуждаемому проекту Приказа Минэкономразвития России?
Высшее землеустроительное образование и подготовка кадастровых инженеров в специализированных вузах Российской Федерации на современном этапе соответствует европейским стантдартам, о чем свидетельствует и следующее: головной вуз УМО - ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству» был удостоен в 2008 году международной награды «Европейское качество», а в 2010 году признан дипломантом Всероссийского конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», в 2012 году признан лауреатом международного конкурса «Европейский Гран-при за качество»; в вузах УМО имеются профессиональные кадры, осуществляется совершенствование учебного процесса с учетом положительного международного опыта.
Подобные же эксперименты по проведению аттестаций в неких квалификационных комиссиях, несмотря на предпринимаемые сейчас «косметические улучшения» в их деятельности, приведут лишь к дальнейшим негативным последствиям. К сожалению, такая ускоренная аттестация кадастровых инженеров продолжается потому, что прежняя стройная, целостная система государственного землеустройства в Российской Федерации, которая была способна решать задачи по организации использования земель с осуществлением мероприятий по их защите и повышению плодородия на различных уровнях планирования, прогнозирования и проектирования, была недальновидно разрушена, а новая практически низведена к межеванию, еще находится на стадии становленияи очень далека от завершения и совершенства.
В результате, прошедшие аттестацию в комиссиях кадастровые инженеры в большинстве своем обладают низкой квалификацией и, не имея практического опыта работы, два последних года «вливаются» в систему землеустройства (низведенную к межеванию). Что негативно отражается на процессах создания земельного кадастра, кадастра недвижимости и систем налогообложения в Российской Федерации. Зачем вообще было создавать подобные комиссии и продолжать кустарно вести ускоренную подготовку кадастровых инженеров?
Если в ныне именуемом ФГБОУ ВПО «Государственном университете по землеустройству» (МИИЗе - ГУЗе) более 233 лет успешно ведется подготовка специалистов в области землеустройства, земельного и городского кадастра, земельного права, оценки объектов недвижимости, геодезии, охраны окружающей среды, экологии и природопользования, архитектуры и дизайна, получающих навыки картографирования, управления территориями, грамотного ведения кадастра недвижимости, умеющих организовать использование земель, их учет и регистрацию. Квалификационный аттестат кадастрового инженера можно получить на основе дополнительного образования в Институте повышения квалификации «Информкадастр».
В последние годы в 57 выпускающих вузах страны ежегодно получали дипломы государственного образца около 4600 дипломированных специалистов - по программам обучения, согласованным Учебно-методическим объединением (УМО) вузов Российской Федерации по образованию в области землеустройства и кадастров. Согласно прогнозу потребности в квалифицированных кадрах по направлению «Землеустройство и кадастры» на период до 2015 года, разработанному Министерством образования и науки Российской Федерации, ежегодно для страны необходимо готовить 7210 человек. Из них в настоящее время наибольшее количество выпускает ГУЗ, являющийся координатором всей образовательной и научной деятельности в стране в этом направлении.
Между тем, по сути, параллельно с 2010 года по инициативе Минэкономразвития РФ и "Росреестра" вне специализированных государственных вузов развивается система аттестации (сертификации) лиц, которые по результатам упрощенного тестирования, называемого для солидности квалификационным экзаменом, стали именоваться кадастровыми инженерами. Изначально профессиональная подготовка и работа с претендентами на местах были пущены фактически «на самотек». В лучшем случае претенденты посещают краткосрочные платные семинары. Экзаменационные испытания, как правило, проводятся вне специализированных вузов в форме тестирования по четырем тематическим блокам: объекты недвижимости, кадастровая деятельность, процедуры ведения государственного кадастра недвижимости и осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, третий год, якобы в интересах государства, почти без участия специализированных учебных заведений и профессионалов-педагогов (одновременно с плановым обучением студентов в государственных вузах) проводится и ускоренная аттестация так называемых кадастровых инженеров, количество которых уже к 2012 году достигло более 18 тысяч, хотя изначально предполагали, что для России вполне достаточно около 11 тысяч. Среди них есть, конечно, и совсем немало, выпускники специализированных вузов. Но уже во многих регионах замечено, что за пару недель - месяц почти любой настойчивый претендент может при желании просто «вызубрить» информацию, правильные ответы и довольно успешно пройти компьютерное тестирование, не имея изначально (и в результате) даже поверхностных знаний по сути вопросов. Причем практически бесконечно можно пытаться пройти тестирование при неудачах. И многие претенденты уже «сообразили"», что незачем учиться пять лет в вузе, если можно с меньшими усилиями стать «инженером», пройдя тестирование.
В результате, ряды «скороспелых» кадастровых инженеров непрерывно пополняются в основном непрофессионалами, стремящимися воспользоваться ажиотажным спросом на перерегистрацию недвижимости и открывающимися возможностями быстро и хорошо заработать, если им удастся удачно вписаться в происходящие процессы.
Использование квалификационного термина "кадастровый инженер" в отношении подобных лиц - вообще нонсенс и абсурд.
По мнению Академика Россельхозакадемии, д.э.н., профессора Виктора Николаевича Хлыстуна, ранее возглавлявшего «Роскомзем» и Министерство сельского хозяйства РФ: «Введенная в 2010 году система аттестации (сертификации) кадастровых инженеров является крайне опасной для цивилизованного развития земельной сферы. Очень сомнительно, что такого рода специалисты способны решать весьма сложные, имеющие множество «подводных» коллизий кадастровые и землеустроительные задачи. Поскольку многие из них не имеют должного базового профессионального образования».
Напрашивается очевидный вывод, что ситуацию следует кардинально менять, поскольку «механизм» так называемых квалификационных экзаменов для ускоренного получения статуса кадастрового инженера был создан недальновидно и оказался по сути ориентирован в первую очередь на то, чтобы иметь основания трудоустроить работников БТИ, нотариусов, риэлторов и иных лиц, прежде далеких от кадастровой деятельности, но которым такое «непаханное поле» показалось прибыльным на длительный период передела государственной собственности, перерегистрации недвижимости, изменения системы налогообложения. Борьба же с «самозахватами» и нецелевым использованием земель с повышенной инвестиционной привлекательностью такими специалистами практически не ведется.
Подобного негативного развития ситуации нет ни в какой иной стране, но его следовало ожидать и потому, что в перечне самостоятельно изучаемых претендентами дисциплин и самих экзаменационных вопросов, применяемых при тестировании относительно мало именно профессиональных вопросов, связанных с осуществлением мероприятий государственного землеустройства, управлением территориями, ориентацией на приоритеты государственных интересов, правомерностью дальнейшего обладания земельными участками, размещенными в охранных и запрещенных зонах, на землях сельскохозяйственного назначения; ведением земельного кадастра. Отсюда наши большие сомнения в том, что действительно являются социально-справедливыми многие решения, уже принятые повсеместно такими «скороспелыми» кадастровыми инженерами, имеющими весьма смутное представление о сущности процессов организации цивилизованного, эффективного и устойчивого землевладения и землепользования.
В 21 веке прекращено государственное финансирование землеустроительных работ в стране, практически не составляются и не осваиваются мероприятия проектов землеустройства.
Негативные последствия не замедлили проявиться. Учеными ГУЗа установлено следующее:
- Прогноз зарастания сельскохозяйственных угодий, составленный на основе временных трендов, показал, что при сохранении существующей тенденции к 2015 г. зарастут древесно-кустарниковой растительностью: пашни на 38,9%, пастбища на 86,4%, сенокосы зарастут полностью.
- Используемые на практике показатели качественного состояния земель не отражают в полной мере всех аспектов развития негативных процессов в состоянии, использовании и охране земель, ввиду того что уже около 15 лет практически не ведутся землеустроительные работы по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования и охраны земельных ресурсов.
- Положение усугубляется наличием собственников земельных долей, с которыми до настоящего времени никто не может разобраться, неупорядоченностью правового статуса земель, используемых сельскохозяйственными организациями и предприятиями.
- Практически не проводятся работы по изучению состояния земель, по планированию использования земель, внутрихозяйственному землеустройству, рабочему проектированию мероприятий, связанных с защитой земель.
- Массовая приватизация земель колхозов и совхозов, образование новых организационно-правовых форм хозяйствования и распределения сельскохозяйственных угодий на земельные доли происходило, как правило, без оформления права на землю, без разработки проектной землеустроительной документации и выделения на местности земельных участков в счет земельных долей.
- В настоящее время не засевается 40 млн. га, половина из них в различной степени заросла лесом и кустарником, значительные площади деградированы и подвержены различным негативным воздействиям.
В последние годы в Российской Федерации не ведётся надлежащего статистического учёта состояния и использования земельных долей в аграрном секторе страны. Тем не менее, согласно данным Государственного (национального) доклада «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2010 году», на 1 января 2011 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составляла 393,4 млн.га, причём только за последний год учёта уменьшилась на 1,68% за счёт перевода земельных участков в другие категории. Эффективность их использования, качество и продуктивность угодий преимущественно снижаются, о чём свидетельствуют и официальные сведения.
Вывод
Российская земля ждет землеустроителя. Ждет специалиста, обученного проводить обоснования развития территорий, умеющего выдвигать разумные предложения по управлению земельными ресурсами и по организации использования земли.
Кадастровые же инженеры, особенно «скороспелые» никогда не смогут исправить складывающуюся ситуацию к лучшему. Хотя бы потому, что их этому не учили, да и по роду своей деятельности они не ответственны за сохранность земельных ресурсов, за эффективность и целесообразность развития территорий.
Полагаем, что в пределах даже выделяемых на перспективу государством ресурсов целесообразно было бы так реорганизовать в рамках восстановленной профессиональной землеустроительной службы процедуры проведения землеустроительных работ, чтобы изыскать возможности финансирования из государственных средств (около 10 млрд. руб.) на составление 20600 проектов перераспределения земель (схем землеустройства муниципальных районов). Или провести для этих целей перераспределение средств следующим образом: уменьшить на 40% затраты средств муниципальных образований и частных лиц на межевание, перенаправив их на составление проектов перераспределения земель муниципальных районов. Тогда землеустроительные и иные связанные с предоставлением земель решения станут более экономически и агроэкологически обоснованными на основе вариантных проработок и применения современных методов обоснования.
Очевидно, что в дальнейшем негативные последствия ещё более возрастут, если именуемые кадастровыми инженерами лица (не имеющие базового образования и опыта работы), станут проводить обоснования по организации использования земель и недвижимости без учета профессиональной документации, целевого назначения и категорий земель, проблем экологии, сервитутов, реальной стоимости земельных участков, оценки природно-экономических условий, социально-экономических и экологических последствий.
Полагаем, что противоречит здравому смыслу сама идея подменить функции государственных специализированных вузов по подготовке кадров некими реорганизуемыми квалификационными комиссиями, региональными саморегулируемыми организациями "кадастровых инженеров", создаваемыми именно с целью представления интересов и защиты именно тех кадастровых инженеров, которые получили свои аттестаты по результатам ускоренной подготовки и компьютерного тестирования.
В реорганизуемых же аттестационных комиссиях, опять не предусмотрено, не оговорено участие преподавателей специализированных вузов и разумные требования к претендентам. Таким образом, в итоге можно достичь результатов, совершенно противоположных ожидаемым; поскольку вскоре будет еще более дискредитирована система высшего специального образования в Российской Федерации и продолжится тиражирование кадров низкой квалификации.
Необходимо:
- Объединить и направить усилия властных структур, профессионалов, специализированных государственных вузов и здравомыслящих представителей саморегулируемой организации НП «Кадастровые инженеры» на то, чтобы процедуры аттестации и требования к претендентам были усовершенствованы, а проведение квалификационных экзаменов у «скороспелых» кадастровых инженеров и их переаттестация были переданы исключительно в государственные специализированные вузы, входящие в Учебно-методическое объединение (УМО) вузов Российской Федерации по образованию в области землеустройства и кадастров.
- Уточнить полномочия, функции, решаемые задачи и повысить ответственность кадастровых инженеров, специалистов в области землеустройства и кадастров, управления территориями.
- Установить обязательными, определяющими требованиями ко всем лицам, претендующим на решение вопросов межевания, учета, регистрации и использования земель: - наличие у них дипломов о высшем образовании, полученных именно в вышеупомянутых вузах (как вариант – «второе высшее») и не менее пяти лет опыта положительной деятельности по специальности. В дальнейшем - и при письменных рекомендациях двух кадастровых инженеров, работавших все эти годы совместно с претендентом.
- Провести безотлагательно по всей Российской Федерации их объективную переаттестацию при специализированных государственных вузах, в результате которой изменить (существенно сузить) круг полномочий тех кадастровых инженеров, которым пройдя всего лишь компьютерное тестирование, уже удалось "обойти" вышеуказанные условия, предполагающие у претендентов крепкие основы профессиональных знаний и опыт положительной работы.
- Изыскать возможности «размежевания» и дифференциации с полномочиями и функциями в ныне весьма «разномастной» среде из уже более 18 тысяч лиц, именующихся теперь с разной степенью обоснованности, «кадастровыми инженерами». К примеру, как с документами на право управления транспортными средствами категорий «А», «Б», «В» и др.
- Законодательно серьезно «сузить» полномочия и ввести административную и серьезную материальную и уголовную ответственность подобных «скороспелых» кадастровых инженеров и определить перечень возможно решаемых ими вопросов; постепенно отстранить их от принятия решений, связанных с организацией использования земли и управления территориями.
- Законодательно срочно утвердить процедуру отзыва аттестатов и официального признания их недействительными, аннулирования у всех лиц, которые не соответствуют вышеуказанным минимальным требованиям и допустили уже серьезные просчеты.
- Принять меры к авансированию государством проведения работ по землеустройству и кадастру недвижимости, восстановлению ведущей роли государственного землеустройства и службы полноценного земельного контроля в Российской Федерации.
- Передать полномочия и функции по созданию кадастра недвижимости и полноценной системы налогообложения от Министерства экономического развития и «Росреестра» к Федеральной налоговой службе; восстановить землеустроительную службу из профессионалов во всех регионах страны и при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
По нашему мнению, если на самом высоком уровне в России срочно не принять действенных мер по коренному исправлению ситуации и если продолжатся процедуры ускоренной (являющейся по сути ошибочной и бесперспективной) аттестации кадастровых инженеров вне специализированных государственных вузов, то положительному имиджу высшего образования будет нанесен еще более серьезный урон. При любом сценарии развития ситуаций по работе квалификационных комиссий кадастровых инженеров бессмысленно ожидать в Российской Федерации:
- роста репутации кадастровых инженеров, если они не имеют должного базового высшего специального образования и положительного опыта работы с землей и недвижимостью;
- создания полноценных систем мониторинга земель, ведения кадастров земли и недвижимости для нужд государства и населения.
Примечательно, что в Республике Беларусь и в Украине ко всем подобным вопросам отнеслись более компетентно и взвешенно. В сложные периоды реформ коллегам удалось сохранить ведущую роль государственного землеустройства, полноценные государственные структуры, проектные институты системы «Гипрозем» -«Земпроект», организации на уровне областей и административных районов, обеспечить профессиональное решение задач землеустройства и организации устойчивого землепользования, сохранить престиж и качество высшего образования.
Российская Федерация нуждается в кадастровых инженерах, но «скороспелая» их подготовка должна быть прекращена, а организовано полноценное обучение претендентов и повышение квалификации на базе специализированных государственных вузов.