Более года действует Федеральный закон от 20.03.11 г. № 41-ФЗ, который внес коренные изменения в градостроительное законодательство в отношении подготовки документов территориального планирования. При разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов в условиях изменившегося законодательства нашим коллективом были выявлены основные проблемы и найдены, на наш взгляд, оптимальные пути их решения.
Основными проблемами в результате этих изменений являются:
1. Упрощение содержания документов территориального планирования.
Значение положений о территориальном планировании свелось к перечню объектов местного значения. Осталась одна утверждаемая карта – «Карта планируемого размещения объектов местного значения муниципального района».
2. Усиление отраслевого принципа планирования.
Согласно ст. 9 Градостроительного кодекса РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, программ и планов социально-экономического развития и т.п. При таком подходе к подготовке документов территориального планирования роль проектной организации и специалистов сводится к констатации фактов, закрепленных в отраслевых документах, многие из которых противоречат друг другу и не позволяют комплексно развивать территорию.
3. Исключен план реализации документов территориального планирования.
Безусловно, это одна из самых больших ошибок, так как разработанный документ не имеет инструментария дальнейшей реализации. Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется путем выполнения мероприятий, предусмотренных отраслевыми программами, а не самим документом территориального планирования.
Таким образом, в условиях действующего градостроительного законодательства проектные организации ограничены в выборе методов, подходов и творческих решений в подготовке комплексного и сбалансированного документа территориального планирования.
Несмотря на это, наш коллектив в рамках действующего законодательства применяет метод комплексного подхода к оценке территории и подготовки мероприятий по территориальному планированию.
Рис.1 Состав проекта схемы территориального планирования муниципального района
В процессе работы над проектами схем территориального планирования муниципальных районов Ярославской области наш коллектив предложил оптимальную, на наш взгляд, структуру документа, которая представлена на рисунке 1.
Состав полностью соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, но материалы по обоснованию проекта включают в себя всю необходимую базовую информацию для комплексного подхода к оценке территории.
Утверждаемая часть состоит из положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов местного значения муниципального района. Градостроительный кодекс Российской Федерации регламентирует только часть объектов местного значения. Согласно Федеральному закону от 06.09.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011), а также уставам муниципальных районов Ярославской области нами были определены виды объектов местного значения, соответствующие полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. Помимо обозначенных в кодексе объектов электро- и газоснабжения, автомобильных дорог вне границ населенных пунктов, объектов здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, объектов переработки отходов, к объектам местного значения также относятся:
- детские оздоровительные учреждения, летние спортивные, экологические и др. лагеря (полномочия в области организации отдыха детей в каникулярное время);
- библиотеки, здания архива, дома культуры, клубы, кинотеатры, муниципальные музеи, учреждения молодежной политики, творческие мастерские и выставочные залы (полномочия в области создания условий для организации библиотечного обслуживания, досуга, работы с молодежью, развития местного традиционного народного художественного творчества);
- пожарные депо, станции спасения на водах, берегоукрепительные сооружения и т.п.;
- ООПТ, лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения;
- похоронные бюро, кладбища, крематории;
- туристско-информационные центры.
Таким образом, определив круг вопросов, необходимых для реализации полномочий, становятся ясными итог работы и необходимые для него обоснования. Malta как и другие страны Евросоюза давно легализовала проституцию.
Материалы по обоснованию схемы состоят из текстовой части и карт (рис. 1). Текстовая часть содержит основные разделы, соответствующие пунктам, сформулированным в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
В проектах схем территориального планирования муниципальных районов Ярославской области мы отошли от привычного всем существующего положения и проектных решений. В разделах текстовых материалов по обоснованию проводится анализ существующей ситуации, предлагаются проектные решения, касающиеся всех уровней территориального планирования. Все предложения отображаются на карте «Основные направления развития территории» (рис. 2). Эта карта является результатом комплексной оценки развития территории и показывает все существующие и планируемые объекты, тогда как в утверждаемой карте мы показываем только планируемые объекты местного значения.
Рис. 2 Карта «Основные направления развития территории»
Количество карт может меняться в зависимости от насыщенности территории объектами, территориями и зонами различного назначения.
В результате разработки документа согласно предложенной нами структуре проектная организация не отходит от требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и в то же время может комплексно и творчески подходить к процессу проектирования.
Исходя из изложенного нами подхода и анализа проблем подготовки документов территориального планирования необходимо сделать следующие шаги в изменении Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1. Расширить требования к подготовке документов территориального планирования исходя из полномочий органов местного самоуправления;
2. Предоставить возможность разработчикам документов территориального планирования более комплексно подходить к развитию территории муниципального образования, а не только констатировать объекты отраслевых документов;
3. Вернуть план реализации документов территориального планирования с целью осуществления последующего контроля развития территории;
4. Ввести упрощенный механизм реализации проектных решений относительно других уровней территориального планирования, а не только объектов местного значения муниципального района.
Указанные цели могут быть достигнуты при объединении усилий профессионалов-градостроителей, заинтересованных в получении комплексных и сбалансированных документов территориального планирования.