Московские ведомства не откроют данные из своих информационных систем до конца 2012 года
Как сообщает ТАСС-Телеком, в ходе второго Московского урбанистического форума глава Департамента информационных технологий (ДИТ) Артём Ермолаев заявил, что первыми московскими ведомствами, которые откроют данные из своих информационных систем для сторонних разработчиков, станут Департамент земельных ресурсов, Департамент образования и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Сроки, в которые ведомства должны это сделать, названы не были, хотя ранее в январе 2012 года Ермолаев говорил, что уже до конца 2012 года каждое московское ведомство откроет в машиночитаемом виде как минимум один массив данных, который сторонние разработчики смогут использовать в своих социальных и коммерческих проектах.
На данный момент еще только ведутся работы по созданию единой централизованной информационной системы и портала data.mos.ru, который, по словам представителя пресс-службы ДИТ Елены Новиковой, откроется нынешней зимой. После проведения конкурса госконтракт на разработку технологической платформы был подписан с компанией "Авикомп", которая выиграла торги, снизив стоимость работ с 20 миллионов рублей до 16 миллионов. Задержки в реализации проекта в ДИТ объясняют тем, что в процессе работы его концепция претерпевает изменения из-за отсутствия нормативных актов. "Мы поняли, что все упирается не столько даже в технологию, сколько в административные процедуры, потому что федеральное законодательство на этот счет еще не развито", - пояснила Новикова. "В принципе, никакого законодательства, по большому счету, на эту тему нет, кроме указа президента об обязательстве открыть данные до лета 2013 года", - добавила она. Однако как раскрыть, что раскрыть и в каком формате – до сих пор непонятно. "Поэтому приходится в Москве по ходу импровизировать", - отметила Новикова.
Параллельно с разработкой технологической платформы идет административная работа. Было принято решение пока не обязывать все московские ведомства, которых около сотни, раскрывать все данные. "Совместно с аппаратом мы выбрали три приоритетных департамента, по которым будет полное открытие данных, которые есть в их распоряжении", - пояснила Новикова. Для создания сторонних приложений и сервисов, в том числе коммерческих, можно будет использовать такие данные, как маршруты и расписание движения общественного транспорта, места установки лежачих полицейских, объемы перевозок различными видами транспорта, статистику работы комплексов автоматической фиксации, паспорта образовательных учреждений, информацию о прошедших и запланированных земельных торгах и аренде участков, находящихся в городской собственности. По словам Ермолаева, три пилотных направления – земельно-имущественный комплекс, транспорт и образование – помогут отладить технологические и административные процессы, связанные с публикацией дата-сетов на единой городской платформе открытых данных.
Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться при реализации проекта по раскрытию данных – противоречивость одних и тех же данных в разных ведомствах. По словам Новиковой, многие ведомства ведут дублирующие друг друга реестры, но информация в них зачастую прямо противоположная. "7 ведомств ведут данные по отходам, 12 ведомств и префектуры ведут данные по зеленым насаждениям и т.д.", - привела она примеры.
Пока же только в нескольких городах России разработчики получили доступ к данным различных ведомств. Так, "Яндекс" уже использует данные о движении городского транспорта, оснащенного GPS и ГЛОНАСС, в Казани, Нижнем Новгороде, Омске и Новосибирске. "Благодаря этим сведениям в приложении мобильные "Яндекс.Карты" для iOs и Android можно узнать, через какое время на остановку придёт автобус нужного маршрута, и следить за его перемещением на карте. "Яндекс.Карты" получают данные о движении общественного транспорта от партнеров и рассчитывают время его прибытия с учётом пробок", - пояснила ТАСС-Телеком директор по связям с государственными органами "Яндекса" Марина Янина. Помимо этого, компания использует в своих сервисах данные об остановках и маршрутах общественного транспорта в Москве, полученные от ГУП "Мосгортранс", и данные о ДТП, перекрытиях, ремонте дороги и других дорожных событиях в Зеленограде, которые ей передают сотрудники местного ОГИБДД. "В других городах сотрудничество с ответственными структурами пока не складывается. Хотелось бы, чтобы сотрудничество было систематическим и прозрачным", - добавила Янина.
ООО "ГИС Технологии" входит в группу "Проект поддерживают" портала ГИС-Ассоциации