24 апреля. Деловая игра. Цифровая картографическая основа муниципалитета: геодезическое дежурство или городская инфраструктура пространственных данных?
Модераторы:
— Тарарин Андрей Михайлович (МП «ЦентроградНН», Нижний Новгород)
— Миллер Сергей Адольфович (ГИС-Ассоциация)
Значимость информации, содержащейся в дежурном топографическом плане города (ДТПГ) масштаба 1:500, не подлежит сомнению. При этом статус городских планшетов указанного масштаба до сих пор не определен в федеральном законодательстве: то ли это раздел ИСОГД, то ли это муниципальный картографический фонд или банк пространственных данных, то ли это данные фонда инженерных изысканий.
В ходе интернет-дискуссии, развернутой на сайте ГИС-Ассоциации по инициативе А.М. Тарарина, проведено достаточно детальное обсуждение проблем ведения ДТПГ: изучены исторические аспекты, рассмотрены лучшие практики, выявлены пробелы в нормативно-правовой базе (см. http://www.gisa.ru/dtp_goroda_1_500.html).
Вместе с тем активное продвижение идей инфраструктуры пространственных данных (ИПД) очевидно требует более детального и очного обсуждения следующего вопроса: нужно ли придерживаться традиционных подходов к ведению ДТПГ, как результату топографо-геодезического мониторинга состояния территории, или стоит перейти на организационно-технологические схемы ИПД, когда на едином портале города будут отображаться данные из различных нормативно закрепленных источников (ортофото и модель рельефа — из администрации; ЗУ, здания и сооружения — из ГКН; сети — из эксплуатирующих организаций и т. д.).
Члены игровых групп должны будут обосновать эффективность решения различных муниципальных задач исходя из выбранных ими подходов (топографо-геодезическое дежурство/ИПД) в интересах:
— строительства;
— предоставления ЗУ (схема расположения ЗУ);
— получения разрешения на строительство (подготовка градплана, рассмотрение, согласование, экспертиза проекта);
— получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (исполнительная съемка, заключение о соответствии проекту);
— получения разрешения (ордера) на проведение земляных работ, в том числе при аварийных ситуациях;
— определения границ зон с особыми условиями использования территории;
— согласования работ по благоустройству;
— разработки проектов планировки и межевания застроенных территорий.
В городе N ведется архив инженерных изысканий, состоящий из 4 тыс. планшетов масштаба 1:500 на жесткой основе, и дежурный топографический план в виде сшитого ч/б растрового покрытия для использования департаментом архитектуры.
Так как планшеты, подготовленные в 1940-1960-х годах, пришли в негодность и подверглись значительным деформациям, а вычерчивание их в туши — обуза для изыскательских организаций, уже более 10 лет назад перешедших на создание векторных топографических планов, то в городе N остро встал вопрос выбора технологии ведения дежурного топографического плана при отказе от планшетов на жесткой основе.
Этой теме будет посвящено совещание под председательством вице-мэра по экономике и градостроительству, которое состоится 24 апреля 2013 г. в 12.00.
В совещании примут участие:
1. Председатель — вице-мэр по экономике и градостроительству. Задачи: 1) снять остроту проблемы; 2) выделить на решение вопроса не больше 1 млн руб. на текущий год.
2. Руководители инженерно-изыскательских организаций и представители их СРО. Задачи: 1) в кратчайшие сроки отказаться от нанесения в туши результатов инженерных изысканий на планшеты; 2) минимизировать издержки на программное обеспечение при подготовке топографических планов (достаточно Credo.MIX и AutoCAD); 3) доказать незаконность требований по предоставлению результатов инженерных изысканий в администрацию города.
3. Руководство крупного изыскательского или аэрогеодезического предприятия. Задачи: 1) «выбить» контракт на векторизацию планшетов на сумму до 10 млн руб., доказать, что это единственно возможный вариант; 2) «выбить» контракт на разработку технологии дежурства топографического плана в векторном виде; 3) доказать необходимость подготовки результатов инженерных изысканий в виде ЦММ с использованием современного программного обеспечения.
4. Руководство геодезической службы города, руководство отдела геодезии и картографии Росреестра. Задачи: 1) доказать жизненную необходимость ведения дежурного топографического плана; 2) не допустить нарушений в отлаженном процессе, доказать отсутствие готовых решений по уходу от планшетов; 3) отстоять значимость планшетов как составительских оригиналов.
5. Руководство департамента ИТ города. Задачи: 1) обеспечить ведение ДДЗ с разрешением 0,5 м и десятка основных слоев (здания, подземные коммуникации, ЦМР и др.) с потенциальным пополнением множеством тематических слоев в интересах разных ведомств и эксплуатирующих организаций, добиться ведения распределенной геоинформационной базы данных, в которой каждое ведомство и эксплуатирующая организация отвечают за свои ресурсы и сети; 2) доказать эффективность предлагаемого подхода для решения основных муниципальных задач.
6. Главные инженеры ведущих поставщиков водо-, тепло-, электроресурсов и других инфраструктурных предприятий города. Задачи: 1) отстоять ведение систем управления инженерными сетями в специализированной системе, удобной для гидрологических расчетов; 2) продемонстрировать готовность предоставлять выгрузки из своих систем в обмен на информацию о других сетях, актуальный адресный план (новые здания), копии топографических планов масштаба 1:500.
7. Руководство городского геоинформационного центра. Задачи:1) «выбить» контракт на разработку интеграционной платформы (включая геопортал) для ведения пятисотки совместно с эксплуатирующими организациями за 1 млн руб.; 2) вести геопортал и обеспечивать связь со всем потребителями и источниками информации посредством веб-сервисов.
8. Руководство департамента градостроительного развития. Задача — выявить наиболее эффективные технологии дежурства топографического плана при решении следующих вопросов:
— регистрация результатов инженерно-геодезических изысканий для проектирования и строительства;
— предоставление ЗУ (схема расположения ЗУ);
— разрешение на строительство (подготовка градплана, рассмотрение, согласование, экспертиза проекта);
— разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (исполнительная съемка, заключение о соответствии проекту);
— получение разрешения (ордера) на проведение земляных работ, в том числе при аварийных ситуациях;
— определение границ зон с особыми условиями использования территории;
— согласование работ по благоустройству;
— разработка проектов планировки и межевания застроенных территорий.
9. Депутаты городской Думы. Задача — вникнуть в суть проблемы и отстоять наиболее выгодное для города решение.
Порядок проведения деловой игры:
23 апреля участники конференции при регистрации получают для ознакомления предлагаемый сценарий деловой игры. Вечером на банкете под руководством модератора игры (С.А. Миллер) происходит формирование игровых групп согласно изложенным выше предложениям, а также определение их лидеров и согласование тактики ведения игры от имени выбранной группы. Секретарь игры (Н.В. Пирогова) составляет список участников игрового совещания по группам.
24 апреля в 12.00 вице-мэр открывает игровое совещание, которое ведет самостоятельно. Правом вмешиваться обладает только модератор игры. Участники конференции, не участвующие в игре, могут через модератора задавать вопросы в письменном виде. В 15.30 под председательством модератора игры подводятся ее итоги.