РГ: Н. Антипина о "дорожной карте" по повышению качества госуслуг
На сайте "Российской газеты" опубликовано интервью А. Колесник с руководителем Росреестра Н. Антипиной "Успеть за десять дней". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— В чем суть "дорожной карты"?
— Это стратегия развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета на долгосрочную перспективу. Перед Росреестром ставится немало задач: сократить время предоставления услуг и число процедур, необходимых для их получения, увеличить количество электронных сервисов, повысить ответственность регистраторов, а также разработать механизм возмещения ущерба в случае утраты собственности.
Срок государственной регистрации прав и кадастрового учета должен сократиться с 20 до 10 дней к 2015 году, а затем до 7 и 5 дней соответственно к 2018 году. Период ожидания в очереди в наших офисах уменьшится к 2015 году с 60 до 15 минут, а к 2018 году до10 минут. По предварительной записи с 20 до 5 минут, а затем до минуты. Доля электронных услуг ведомства вырастет за два года с 5 до 50%, за пять лет до 70%.
В итоге регионы должны получить колоссальный экономический эффект за счет повышения качества управления недвижимым имуществом, прежде всего земельным. Кроме того, бизнесу и обычным гражданам будет намного проще распоряжаться собственностью.
— Каким образом планируется ускорить оформление недвижимости?
— Сразу оговорюсь, что Росреестр не сможет в одиночку выполнить все мероприятия, заложенные в "дорожной карте". Для этого необходимо деятельное участие других госорганов, региональных и муниципальных властей.
Так, мы собираемся поделиться частью своих полномочий с многофункциональными центрами по предоставлению госуслуг (МФЦ). К 2015 году в них должно предоставляться до 70% услуг по регистрации собственности и кадастровому учету, а к 2018 году - до 90%. Однако проблема в том, что пока не все субъекты РФ активно работают над созданием МФЦ. Например, в Свердловской области всего один центр на десять окон. Так что регионам следует поторопиться - времени на раскачку нет. Качественная защита от ddos атак Росреестр, со своей стороны, готов помогать им.
Ведь чем больше МФЦ, тем легче гражданам общаться с госорганами. Они могут получить все необходимые услуги в одном месте, не обивая пороги разных ведомств.
Вместе с тем должно быть налажено электронное межведомственное взаимодействие между государственными органами, чтобы они могли самостоятельно передавать друг другу необходимые документы. Граждане не должны собирать справки по многочисленным учреждениям. А ведь несмотря на то, что они освобождены от такой обязанности, многие чиновники по-прежнему требуют приносить пачки документов. Скажем, пока из 23 тысяч российских муниципалитетов только 5 тысяч самостоятельно запрашивают информацию у Росреестра.
Сам Росреестр планирует перевести подавляющее число своих услуг в электронный вид. Например, в 2013 году мы собираемся открыть гражданам доступ к федеральному информационному ресурсу, содержащему сведения из единого реестра прав. С его помощью каждый желающий сможет проверить историю недвижимости, например, перед покупкой квартиры. Кроме того, собственники смогут получать смс-уведомления в случае, если с их недвижимостью будут производиться какие-либо действия, в том числе мошеннические операции. Думаю, эта услуга будет востребована как у граждан, так и у бизнеса. Тем более ее стоимость небольшая: для физических лиц годовая подписка на ресурс стоит 250 рублей, с уведомлениями - 500 рублей.
Одновременно с этим мы будем повышать качество сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости. Если раньше наша работа оценивалась по качеству услуг, в частности по количеству времени, проведенному нашими заявителями в очередях, то теперь будет оцениваться именно достоверность информационных ресурсов. Мы ожидаем, что это позволит существенно снизить риски при оформлении недвижимости.
— Сегодня многим кажется непрозрачной, непонятной система регистрации собственности. Людям проще обратиться к посредникам, чем самостоятельно заниматься оформлением имущества. Как будет решена эта проблема?
— В первом квартале 2013 года у Росреестра должны появиться четкие регламенты по регистрации прав, постановке на кадастровый учет и предоставлению сведений из реестра прав. В них будет четко указано, как и в какие сроки должны предоставляться услуги.
Кроме того, мы планируем усовершенствовать официальный сайт Росреестра - сделать его дружелюбным для заявителя. Например, уже в этом году на портале появится новый сервис, который путем наводящих вопросов поможет каждому определить, что нужно сделать, чтобы получить конкретную услугу - в зависимости от жизненной ситуации.
Во время работы над "дорожной картой" было предложение ввести плату за срочность: скажем, чтобы быстрее обычного зарегистрировать жилье.
— Появятся ли у Росреестра платные услуги?
— Нет, это предложение не вошло в конечный вариант проекта. Слишком велики коррупционные риски. Да и непонятно, как делить очередь из обычных и "платных" заявителей. При этом хочу отметить: сегодня у Росреестра самые низкие в мире госпошлины на услуги, и повышаться они не будут.
— На ваш взгляд, насколько вообще реально реализовать "дорожную карту"?
— Проект очень сложный. Но поставленные задачи возможно решить, если будет налажено сотрудничество государственных органов с региональными и муниципальными властями. И чем раньше мы сможем объединить усилия, тем лучше. Иного пути нет. На федеральном уровне будет создана комиссия, которая станет контролировать реализацию "дорожной карты" и строго спрашивать губернаторов о проделанной работе. Мало того, проект будет находиться под постоянным общественным наблюдением.