Госдума приняла в первом чтении проект ФЗ о доступе к информации о деятельности госорганов в связи с её размещением в интернете
15 января 2013 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрен и принят в первом чтении подготовленный при участии Минэкономразвития России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в связи с размещением государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных»
Авторами законопроекта выступили депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Н. Плигин, А.Н. Хайруллин, Т.К. Агузаров, В.Б. Кидяев, В.В. Гутенев, И.В. Пономарев.
В рамках совершенствования государственного управления обеспечение доступа к открытым данным является одним из приоритетных направлений. Государственные органы в ходе своей деятельности создают и накапливают огромные массивы информации, которые являются ценным источником для производства инновационных продуктов и услуг.
Основной целью размещения информации в форме открытых данных является создание условий для получения максимального социального и экономического эффекта от их использования гражданами России, деловым и научным сообществами и в конечном итоге органами власти.
Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» была создана нормативная основа для раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Однако до сих пор не была определена политика в области публикации данных в машиночитаемых форматах (данные размещались, главным образом, в форматах, которые не могли обрабатываться с использованием вычислительных средств). Не были созданы организационные структуры, ответственные за направление и координацию деятельности по публикации государственных данных в машиночитаемом виде, отсутствовала необходимая для этого технологическая инфраструктура. Органы государственной власти не имели стимулов для открытия данных.
В связи с этим проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в связи с размещением государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных», направленный на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», определяет:
— понятие размещения государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных;
— порядок установления общих требований к машиночитаемому формату информации, размещаемой в форме открытых данных (сами требования будут определены уполномоченным Правительством Российской Федерации органом);
— порядок определения перечней информации, размещаемой в форме открытых данных.
Законопроект устанавливает, что под размещением государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных понимается публикация государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в виде массивов данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку для повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях свободного (бесплатного) использования такой информации.
Предоставление сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлениях в машиночитаемой форме позволит использовать их как источник данных различных информационных систем государственного и общественного уровней, а также информационных систем и интернет-сервисов, разрабатываемых бизнес-сообществом.
Предполагаемым результатом открытия данных, полезным для граждан, станет развитие гражданского общества через возможность контроля и мониторинга деятельности государственных органов. Активные граждане смогут создавать социально значимые проекты за счет повторного использования государственной информации.
В свою очередь бизнес-структуры заинтересованы в формировании рынка приложений и сервисов, функционирующих на основе открытой государством информации.
Открытие данных также будет способствовать повышению прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти, что повлечет укрепление доверия граждан к органам власти. Появятся дополнительные возможности для информационного взаимодействия между органами государственной власти. Государственные органы получат поддержку бизнеса индустрии управления знаниями, а также смогут сэкономить бюджетные средства при разработке общественно-полезных сервисов.
Таким образом, одним из важнейших результатов открытия данных должно стать создание информационной основы для реализации в России концепции «открытого правительства».
Идеология открытых данных поддерживается крупнейшими государствами мира и международными организациями (Open Government Partnership, International Budget Partnership, W3C, Всемирный банк, ОЭСР, Open Knowledge Foundation и др.). С апреля 2012 года Российская Федерация начала процесс присоединения к крупнейшей международной инициативе в данной области – Open Government Partnership, что накладывает необходимость более активной реализации мероприятий по открытию государственных данных.