На сайте "КоммерсантЪ" опубликована статья О. Сапожкова "Штраф умножат на кадастр". В ней рассказывается о законопроекте повышающем штрафы за нецелевое использование сельхозземель. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Минсельхоз выполнил поручение премьера Дмитрия Медведева, разработав проект закона, впятеро повышающего налоговую ставку и в разы — штрафы за неиспользование или нецелевое использование сельскохозяйственных земель. Более того, штрафы предлагается рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости участков, а заброшенные участки изымать по суду через год. Государство рискует получить разом депрессивные земли и протесты средних и мелких землевладельцев, говорят эксперты, а на крупных инициатива Минсельхоза фактически не повлияет.
Минсельхоз готов повысить штрафы за нецелевое использование сельхозземель и усилить контроль за этим сектором, следует из проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота и контроля за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения…». Основной новацией документа является введение в ст. 1 КоАП штрафов, выраженных в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, и закрепление в ст. 8.7 и 8.8 КоАП (неиспользование и нецелевое использование сельхозземель) их ставок. Так, сейчас ч. 1 ст. 8.8 («Использование земельных участков не по целевому назначению») влечет наложение штрафа на граждан — до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц — 2,5–3 тыс. руб., на юридических лиц — 40–50 тыс. руб., а в версии Минсельхоза гражданам предложат заплатить от 1 до 2% кадастровой стоимости участка, но не менее 4 тыс. руб., должностным лицам — 3–4% кадастровой стоимости, но не менее 10 тыс. руб., а юрлицам — 4–5%, но не менее 100 тыс. руб.
Всего в РФ около 400 млн га сельхозземель — почти четверть от общего земельного фонда; только в Московской области около 1 млн га сельхозугодий, из которых более 650 тыс. га либо не используются, либо используются не по назначению. Средняя кадастровая стоимость сельхозземель в Московской области составляет около 30 тыс. руб. за 1 га. Таким образом, потенциал штрафных сборов только в Московской области составит до 2,5 млрд руб. в год, причем контролерам будет выгоднее проверять самые дорогие участки.
Ужесточения контроля за использованием сельхозземель потребовал от курирующего АПК вице-премьера Аркадия Дворковича премьер-министр Дмитрий Медведев — еще по итогам поездки в июне 2012 года в Брянскую область. Разработанный Минсельхозом законопроект 23 января опубликовало для оценки регулирующего воздействия Минэкономики. Помимо кратного роста штрафов, документ предполагает применение повышенной ставки земельного налога — сейчас ставка налога на земли сельхозназначения составляет 0,3%, а Минсельхоз предлагает обязать нарушителей платить 1,5% «за весь налоговый период, в котором установлен факт нецелевого использования» земли.
Для контроля ситуации в сельхозведомстве предусмотрели и введение нового порядка земельного надзора. Для этого государственный земельный надзор предлагается вывести из области действия 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ограничивающего частоту и глубину таких проверок. Завершают список новаций поправки в сам закон об обороте сельхозземель — в него предложено добавить нормы о возможности судебного изъятия участков в случае неиспользования их более года (сейчас — более трех лет). Право сформулировать «признаки неиспользования» участков Минсельхоз уступил правительству.
Эксперты говорят о том, что в таком виде законопроект гарантированно вызовет протест участников рынка. Среди возражений — наличие технологических процессов в сельском хозяйстве, которые длятся более года, отсутствие дефицита сельхозземель и тот факт, что большинство земель под застройку уже переоформлены. По мнению гендиректора «Гео Девелопмент» Максима Лещева, инициатива Минсельхоза — «это катастрофа, которая не увеличит земельный банк в РФ, но озадачит владельцев земли». При этом в меньшей степени это коснется крупных землевладельцев — «они через год продадут землю сами себе, причем с минимальными затратами», а хуже всего придется тем, кто владеет относительно небольшими участками. «Оборотной стороной дела может стать и сосредоточение неэффективной земли в собственности государства — есть масса депрессивных районов, в которых участки отдадут с легкостью, при том что государство само называет себя неэффективным собственником»,— говорит эксперт.