Тестоедов Н. ("ИСС"): в 2012 году мы не запустили ни одного навигационного спутника, и это хороший показатель
На сайте "Минэкономразвития" опубликовано интервью Ю.Спириной с Н. Тестоедовым, генеральным конструктором и генеральным директором компании "ИСС им. Решетнева", "Мы опираемся на сибирскую науку". Приводим фрагмент из него, полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Над какими спутниками сейчас работает «ИСС»?
— Мы продолжаем работу по федеральной целевой программе «ГЛОНАСС». В прошлом году мы не запустили ни одного навигационного спутника. Как ни парадоксально, но это очень хороший показатель, потому что весь прошлый год орбитальная группировка ГЛОНАСС, которая полностью состоит из наших космических аппаратов, показывала стабильную работу, и дополнительных запусков просто не потребовалось. Поэтому три спутника «Глонасс-М» и один новейший спутник «Глонасс-К», изготовление которых мы завершили к осени 2012 г., будут по решению Роскосмоса выведены на орбиту в этом году. Кроме того, до конца 2013 года мы изготовим еще пять космических аппаратов «Глонасс-М».
Одновременно мы делаем пять спутников для ФГУП «Космическая связь», это крупнейший российский коммерческий оператор. Реализуем проекты по заказу компании «Газпром — космические системы» — один спутник уже находится на орбите на этапе летных испытаний, другой — на стапелях в цехе. В 2012 и 2011 году запустили два международных спутника, еще два международных аппарата в работе.
—Изготовление международных спутников — это больше имидж или прибыль?
— Конечно, мы не делаем спутники в убыток. Другое дело, что прибыль от международных составляющих очень мала. Сегодня в мире предложений больше, чем спроса. Соответственно, рентабельность не очень высока. В чем важность международных запусков? Во-первых, это диверсификация: нельзя опираться только на военных или только на Роскосмос. Все время надо осваивать несколько направлений. Второе — это важнейшее признание квалификации самого аппарата, его технических характеристик, надежности, оснащения базы и уровня производства и коллектива. Потому что перед тем, как заказать спутник, любая международная организация проводит тщательный аудит предприятия, технологий, возможностей.
—Недавно летчик-космонавт Георгий Гречко сказал, что России понадобится еще лет десять, чтобы восстановить космическую отрасль…
— На моих лекциях студенты часто спрашивают, насколько Россия отстает в космической сфере. В спутникостроении мы не отстали ни на один миллиметр! У ведущих мировых производителей единые решения. У нас та же самая испытательная база, те же элементы, те же характеристики спутника, что и на Западе. Да, Россия не лидер в области электронной компонентной базы, и мы для многих аппаратов, в основном зарубежных, вынуждены покупать много импортных комплектующих. Но сегодня нет ни одной космической фирмы в мире, которая бы опиралась только на свою, отечественную комплектацию. При этом мы постоянно увеличиваем долю собственных работ при производстве продукции: все меньше работ отдаем на аутсорсинг, осваиваем и внедряем новейшие технологии. Одна из них — создание полезных нагрузок для спутников связи. На это направлено и соглашение с европейской компанией Thales Alenia Space о создании совместного предприятия, которое обеспечивает доступ на новые рынки как в России, так и в других государствах.