Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р (далее Распоряжение № 2236-р) был утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Распоряжение № 2236-р вступило в силу 1 декабря 2012 года.
Реализация «дорожной карты» призвана оптимизировать процедуры государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – государственная регистрация прав), а также повысить качество оказания государственных услуг в этой сфере.
Целями «дорожной карты» являются:
формирование достоверного (качественного и полного) Единого государственного реестра недвижимости;
сокращение сроков кадастрового учета и государственной регистрации прав до 5 и 7 дней соответственно;
создание технологий, препятствующих увеличению затрат потребителей государственных услуг;
минимизация бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям;
повышение эффективности деятельности государственного регистратора и его ответственности за совершаемые действия;
создание механизмов возмещения ущерба в полном объеме в случае утраты собственности и (или) возникновения иных рисков у заявителей;
повышение информированности клиентов системы о способах и формах получения услуг.
В качестве контрольных показателей успешной реализации «дорожной карты» выбран рейтинг Doing Business, ежегодно подготавливаемый Всемирным банком. Целевым ориентиром в соответствии с этим рейтингом выбрано включение России в пятерку лучших стран по критерию скорости государственной регистрации прав.
По показателю государственной регистрации прав Россия занимает 45-е место: срок государственной регистрации прав и кадастрового учета составляет 20 дней, при этом время ожидания в очереди для получения государственной услуги по государственной регистрации прав и кадастровому учету в офисе приема – 60 минут! Планируется, что в 2018 г. Россия займет 4 место, достигнув показателей: 7 дней – срок государственной регистрации прав, 5 дней – кадастрового учета и время ожидания в очереди в офисе приема – 10 минут.
План мероприятий включает в себя:
а) переход от ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости (Единого государственного реестра недвижимости) на бумажных и электронных носителях к ведению их (его) только на электронных носителях (октябрь 2016 года);
б) объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, включающий сведения об объекте и о субъекте права, правах, сделках и ограничениях (обременениях) прав (октябрь 2016 года);
в) оптимизацию форм и способов предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости, об охранных и о защитных зонах, установленных ограничениях прав на объекты недвижимости, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и населенных пунктов (ноябрь 2015 года);
г) переход к единой геоцентрической открытой системе координат ведения государственного кадастра недвижимости и иных государственных, муниципальных информационных ресурсов, в том числе пересчет всех пространственных данных государственного кадастра (март 2017 года);
д) утверждение классификаторов объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, видов прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, охранных и защитных зон, иных зон с особыми условиями использования территорий, видов разрешенного использования объектов недвижимости, а также введение обязанности использования таких классификаторов в установленных случаях (март 2015 года);
е) введение требования об утверждении границ охранных и защитных зон одновременно с принятием решения о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, если функционирование такого объекта требует установления охранных и защитных зон (федеральный закон, март 2014 года) и т.п.
Планируется, что мероприятия «дорожной карты» создадут условия для проведения реформы налоговой системы, позволят снизить риски предпринимателей и граждан, а также повысить устойчивость рынка недвижимости в целом.
«Классификаторы в области кадастрового учета и регистрации прав».
«Дорожная карта» «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает утверждение классификаторов объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, видов прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, охранных и защитных зон, иных зон с особыми условиями использования территорий, видов разрешенного использования объектов недвижимости, а также введение обязанности использования таких классификаторов в установленных случаях.
Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2012 № 2096-р (далее – Распоряжение № 2096-р) утверждены показатели оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благополучных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года). Распоряжение № 2096-р вступило в силу 15 ноября 2012 года
Распоряжением № 2096-р утверждены:
− перечень показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года);
− перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года).
В Перечень показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности входят показатели, распределенные по направлениям:
− улучшение предпринимательского климата в сфере строительства,
− оптимизация процедуры государственной регистрации юридических лиц,
− совершенствование системы защиты прав инвесторов,
− оптимизация процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
− и др.
В Перечне показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности содержатся показатели по направлениям:
− состояние рынка труда, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров,
− качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры,
− развитие среднего и малого предпринимательства,
− улучшение предпринимательского климата в сфере строительства и др.
Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2550-р (далее Распоряжение № 2550-р) утверждены методики определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Распоряжение № 2550-р вступило в силу 27 декабря 2012 года.
Распоряжением № 2550-р утверждены:
− методика определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности;
− методика определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и проведения сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Целевые значения показателей формируются для создания наиболее благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации, в том числе для достижения показателей социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
Градостроительная деятельность
Федеральным законом от 30.12.2012 № 289-ФЗ (далее – ФЗ № 289-ФЗ) были внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее ГрК РФ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
1) ФЗ № 289-ФЗ дополнен понятийный аппарат ГрК РФ, в частности, введены понятия программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно п. 23 ст. 1 ГрК РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном ГрК РФ, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
2) ФЗ № 289-ФЗ дополнены полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности в части программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (пп. 41, 73 ст. 6, п. 6 ст. 7, п. 8 ч. 1, п. 9 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ).
3) Со дня официального опубликования ФЗ № 289-ФЗ (01.01.2013) не допускается не только принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, но также о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 ГрК РФ, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования РФ в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 ГрК РФ, документами территориального планирования субъекта РФ, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального регионального и местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую) (ч. 4 ст. 9 Грк РФ). Требование вступило в силу с 1 января 2013 года.
«Запреты, утвержденные ФЗ № 289-ФЗ».
Со дня официального опубликования ФЗ № 289-ФЗ (01.01.2013) не допускается не только принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, но также о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 ГрК РФ, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования РФ в областях, указанных в ч. 1 ст. 10 ГрК РФ, документами территориального планирования субъекта РФ, документами территориального планирования муниципальных образований.
Вышеуказанные требования имеют специальные сроки вступления в силу в отношении городских и сельских поселений. Положения ч. 4 ст. 9 ГрК РФ не применяются к соответствующим решениям в целях размещения объектов местного значения поселений на территориях городских поселений до 31 марта 2013 года, на территориях сельских поселений до 31 декабря 2013 года.
4) ФЗ № 289-ФЗ внесены изменения в ч. 6 ст. 45 ГрК РФ, устанавливающую ограничения по подготовке документации по планировке территории. Согласно ч. 6 ст. 45 ГрК РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории в случае, если документами территориального планирования РФ, субъекта РФ и муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального, регионального и местного (муниципального района) значения соответственно независимо от того, предусмотрено ли размещение указанных объектов иными документами (например, программами), а также в случае отсутствия генерального плана городского округа и поселения (схемы территориального планирования муниципального района применительно к межселенным территориям) относительно объектов местного значения (за исключением муниципального района). При этом положения ч. 6 ст. 45 ГрК РФ не применяются к подготовке документации по планировке территории в случаях, не предусматривающих размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, применительно к территориям городских поселений до 31 марта 2013 года, к территориям сельских поселений до 31 декабря 2013 года. Данные требования вступили в силу с 1 января 2013 года.
«Запреты на подготовку документации по планировке, утвержденные ФЗ № 289-ФЗ».
Согласно ч. 6 ст. 45 ГрК РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории в случае, если документами территориального планирования РФ, субъекта РФ и муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального, регионального и местного (муниципального района) значения соответственно независимо от того, предусмотрено ли размещение указанных объектов иными документами (например, программами), а также в случае отсутствия генерального плана городского округа и поселения (схемы территориального планирования муниципального района применительно к межселенным территориям) относительно объектов местного значения (за исключением муниципального района).
5) ФЗ № 289-ФЗ увеличен срок действия переходных положений, касающихся возможности предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности при отсутствии правил землепользования и застройки. Срок продлен применительно к городу федерального значения Москве и к Московской области до 31 декабря 2014 года, применительно к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, применительно к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года, применительно к сельским поселениям до 1 июня 2014 года (п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Требование вступило в силу с 1 января 2013 года.
6) ФЗ № 289-ФЗ внесены изменения в ч. 3 ст. 51 ГрК РФ и расширен перечень исключений, в соответствии с которыми допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, в частности при реконструкция объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов. Положения ч. 3 ст. 51 ГрК РФ не применяются к выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на межселенных территориях муниципальных районов до 31 июня 2013 года, к выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на территориях городских поселений и городских округов до 31 декабря 2013 года, на территориях сельских поселений до 1 июня 2014 года. «Строительство при отсутствии правил землепользования и застройки».
Расширен перечень исключений, в соответствии с которыми допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, в частности при реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов.
7) ФЗ № 289-ФЗ продлен срок предоставления градостроительных планов земельных участков для целей строительства, реконструкции линейных объектов до 31 декабря 2013 года. «Градостроительные планы для линейных объектов».
Продлен срок предоставления градостроительных планов земельных участков для целей строительства, реконструкции линейных объектов до 31 декабря 2013 года.
8) ФЗ № 289-ФЗ продлены сроки переходного периода, установленные ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Применительно к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года, к сельским поселениям до 1 июня 2014 года.
Федеральным законом от 12.11.2012 № 179-ФЗ (далее – ФЗ № 179-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – ФЗ № 73-ФЗ) и ГрК РФ. ФЗ № 179-ФЗ вступил в силу 24 ноября 2012 года.
ФЗ № 179-ФЗ предусматривает утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры РФ и субъекта РФ федеральными и региональными органами государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия соответственно.
ФЗ № 179-ФЗ конкретизировано понятие предмета охраны исторического поселения.
Также ФЗ № 179-ФЗ установлено, что особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, под которым понимается:
1) проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;
2) определение перечня мероприятий по устойчивому развитию территории исторического поселения;
3) разработка градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;
4) обеспечение согласования в соответствии с ФЗ № 73-ФЗ проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения.
Проекты генеральных планов и правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, соответственно.
Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2607-р (далее – Распоряжение № 2607-р) утверждена схема территориального планирования РФ в области здравоохранения. Распоряжение № 2607-р вступило в силу 28 декабря 2012 года.
Утвержденная схема территориального планирования РФ в области здравоохранения содержит два раздела: «Положение о территориальном планировании» и «Карту планируемого размещения объектов федерального значения в области здравоохранения».
Положение о территориальном планировании включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения в области здравоохранения, их основные характеристики и местоположение (с разбивкой по федеральным округам) и характеристики зон с особыми условиями использования территорий, установление которых требуется в связи с размещением объектов федерального значения в области здравоохранения.
Распоряжением Правительства РФ от 26.02.2013 № 247-р (далее – Распоряжение № 247-р) утверждена схема территориального планирования РФ в области высшего профессионального образования. Распоряжение № 247-р вступило в силу со дня его подписания.
Схема территориального планирования РФ в области высшего профессионального образования разработана с учётом государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, федеральных целевых программ, программ развития университетов, утверждённых Правительством РФ, и включает в себя 170 планируемых объектов в области высшего профессионального образования, их основные характеристики и местоположение.
Схема территориального планирования РФ в области высшего профессионального образования утверждена в целях эффективного использования средств федерального бюджета для развития базы высшего профобразования; оценки возможного влияния размещения объектов капитального строительства различных уровней на социально-экономическое развитие территорий.
Распоряжением № 247-р федеральным органам исполнительной власти поручено до принятия решений о направлении бюджетных инвестиций, размещение которых не предусмотрено схемой территориального планирования РФ в области высшего профессионального образования, предварительно внести в установленном порядке в Правительство РФ предложения об их включении в указанную схему.
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1008 (далее – Постановление № 1008) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, регламентирующее вопросы, связанные с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд (далее – Постановление № 561). Постановление № 1008 вступило в силу 16 октября 2012 года.
Согласно Постановлению № 1008 для приведения Постановления № 561 в соответствие с действующим законодательством были признаны утратившими силу положения, касающиеся решений об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.
Согласно обновленной редакции Постановления № 561 решение о резервировании земель принимается на основании:
а) документации по планировке территории;
б) документов территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности;
в) государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.
Информационные ресурсы
Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 (далее – Постановление № 1119) утверждены требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Постановление № 1119 вступило в силу 15 ноября 2012 года.
Документ устанавливает требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее информационные системы) и уровни защищенности таких данных.
В соответствии с Постановлением № 1119 безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы.
Определен субъект, обеспечивающий безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе. Им является оператор этой системы, который осуществляет выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных.
В Постановлении № 1119 приведена классификация информационных систем в зависимости от вида обрабатываемых персональных данных, а также определены три типа актуальных угроз безопасности персональных данных.
В соответствии с документом при обработке персональных данных в информационных системах устанавливаются 4 уровня защищенности персональных данных. Необходимость обеспечения определенного уровня зависит от различных условий, предусмотренных Постановлением № 1119.
Государственные и муниципальные услуги
Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33 (далее – Постановление № 33) утверждены правила использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг. Постановление № 33 вступило в силу 12 февраля 2013 года.
Постановление № 33 принято в развитие Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг устанавливают порядок использования простой электронной подписи заявителями при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также за получением услуг, перечень которых устанавливается Правительством РФ и которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ) на предоставление таких услуг.
Документ определяет простую электронную подпись как электронную подпись, которая посредством использования ключа простой электронной подписи (далее − ключ) подтверждает факт формирования электронной подписи конкретным заявителем.
При этом под ключом понимается сочетание двух элементов − идентификатора и пароля ключа. Идентификатором, в соответствии с Постановлением № 33, является страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя − физического лица либо руководителя или уполномоченного им иного должностного лица заявителя − юридического лица, а паролем ключа − последовательность символов, созданная в соответствии с Правилами.
Особо отмечено, что использовать простую электронную подпись для получения государственной или муниципальной услуги возможно, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не установлен запрет на обращение за получением государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также не установлено использование в этих целях иного вида электронной подписи.
Документом установлены правила создания и выдачи ключей: определены субъекты, обладающие правом создания (замены) и выдачи ключей (далее – операторы), права и обязанности заявителей, обязанности и ответственность операторов и др.
Определено, что требования к формам заявлений о выдаче ключей утверждаются Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. До этого момента заявления могут быть поданы в свободной форме при условии соблюдения положений Правил.
Постановлением № 33 также утверждены изменения, которые вносятся в требования к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 (далее – Постановление № 1376) утверждены правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Постановление № 1376 вступило в силу 1 января 2013 года.
Постановлением № 1376 предусмотрено, что многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее − многофункциональный центр) организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В многофункциональном центре обеспечиваются:
а) функционирование автоматизированной информационной системы многофункционального центра;
б) бесплатный доступ заявителей к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», региональному порталу государственных и муниципальных услуг (функций);
в) возможность оплаты государственных и муниципальных услуг.
Документом предусмотрены и другие дополнительные возможности многофункциональных центров.
Автоматизированная информационная система многофункционального центра подключается к единой системе межведомственного электронного взаимодействия на безвозмездной основе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Автоматизированная информационная система должна обеспечивать:
− интеграцию с региональным порталом государственных и муниципальных услуг;
− интеграцию с государственными и муниципальными информационными системами, а также с центрами телефонного обслуживания органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги (при наличии), в соответствии с соглашениями о взаимодействии и др.
Автоматизированная информационная система многофункционального центра обеспечивает с 1 января 2014 года идентификацию граждан в окнах обслуживания и возможность подписания документов квалифицированной электронной подписью с использованием универсальной электронной карты.
Предусмотрено право высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ определить один многофункциональный центр, расположенный на территории субъекта РФ, с полномочиями заключения соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, предоставляющими государственные услуги, и обладающий дополнительными (помимо предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг») функциями и полномочиями.
Геодезия и картография
.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1463 (далее – Постановление № 1463) установлены единые государственные системы координат. Постановление № 1463 вступило в силу 15 января 2013 года.
Постановлением № 1463 установлены единые государственные системы координат:
− геодезическая система координат 2011 года (ГСК-2011) для использования при осуществлении геодезических и картографических работ;
− общеземная геоцентрическая система координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ-90.11) для использования в целях геодезического обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач.
Для указанных единых государственных систем координат определены числовые геодезические параметры.
В отношении системы геодезических координат 1995 года (СК-95), установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2000 № 568 в качестве единой государственной системы координат, и единой системы геодезических координат 1942 года (СК-42), введенной постановлением Совета Министров СССР от 07.04.1946 № 760, установлен переходный период − они применяются до 1 января 2017 г. в отношении материалов (документов), созданных с их использованием.
Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 № 518 (далее – Приказ № 518) установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Приказ № 518 вступает в силу 17 апреля 2013 года.
Приказ № 518 принят в развитие Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Приказом № 518 установлено, что положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
В Приказе № 518 также перечислены методы определения координат характерных точек, применительно к каждому методу установлена величина средней квадратической погрешности местоположения характерных точек или формулы для ее определения.
Использование и охрана вод
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 884 (далее – Постановление № 884) утверждены правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов. Постановление № 884 вступило в силу 1 января 2013 года.
Постановлением № 884 утверждены правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, включающих в том числе прилегающие к гидроэнергетическим объектам участки водных объектов в верхних и нижних бьефах гидроузлов, на участках береговой полосы (в том числе на участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы (далее соответственно – охранные зоны, гидроэнергетические объекты). Правила также устанавливают особые условия водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон.
Охранные зоны устанавливаются для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования и безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов. В приложении к Постановлению № 884 содержатся требования к установлению границ охранных зон для гидроэнергетических объектов, несоответствие которым может являться основанием для отказа в согласовании границ охранной зоны уполномоченными органами.
Предусмотрено, что охранная зона считается установленной с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ее границах. Для этого после осуществления согласительных процедур оператор гидроэнергетического объекта представляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальный орган) карту (план). Под оператором гидроэнергетического объекта следует понимать организацию, которая владеет на праве собственности или ином законном основании гидроэнергетическим оборудованием (гидротурбиной) эксплуатируемого (строящегося) гидроэнергетического объекта или которая имеет проектную документацию на проектируемый гидроэнергетический объект.
В соответствии с Постановлением № 884 использование водных объектов (водопользование) в охранных зонах подлежит обязательному согласованию с оператором гидроэнергетического объекта. Постановлением № 884 определен перечень видов деятельности (водопользования), подлежащих такому согласованию.
Проекты правовых актов
Приказом от 13.02.2013 № 49 «О нормотворческой деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации в 2013 году» Минрегион РФ утвердил План законопроектных работ Минрегиона РФ и План Минрегиона РФ по подготовке подзаконных актов на 2013 год.
В начале весны в Правительство РФ будут внесены проекты изменений в ГрК РФ, касающиеся установления возможности подготовки и утверждения единого документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Минрегион РФ выйдет с инициативой создания региональных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, использования Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) в качестве инновационного аналитического инструмента для анализа комплексного развития территорий на основе документов территориального планирования и принятия управленческих решений.
«Инициатива создания региональных ИСОГД».
Минрегион РФ выйдет с инициативой создания региональных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, использования Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) в качестве инновационного аналитического инструмента для анализа комплексного развития территорий на основе документов территориального планирования и принятия управленческих решений.
К концу 2013 года планируется принять ряд изменений в ГрК РФ, касающихся необходимости учета в документах территориального планирования инвестиционных проектов, в том числе кластеров; введение института необязательной негосударственной экспертизы документов территориального планирования с 2013 года, проводимой как за счет бюджетного финансирования, так и за счет привлеченных средств инициатором проведения экспертизы.
Также Минрегион РФ планирует подготовить законопроект по внесению изменений в Лесной кодекс РФ, предусматривающих возможность изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов с уменьшением их площади за счет включения в границы населенных пунктов земельных участков из состава таких зон, в случае отсутствия возможности обеспечения развития населенных пунктов за счет других земель.
«Учет инвестиционных проектов и негосударственная экспертиза документов территориального планирования»
К концу 2013 года планируется принять ряд изменений в ГрК РФ, касающихся необходимости учета в документах территориального планирования инвестиционных проектов, в том числе кластеров; введение института необязательной негосударственной экспертизы документов территориального планирования с 2013 года, проводимой как за счет бюджетного финансирования, так и за счет привлеченных средств инициатором проведения экспертизы.
Законопроект № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Законопроект № 50654-6), внесенный в Государственную Думу РФ депутатами А.Л. Маркиным, В.В. Парахиным 6 апреля 2012 года, все еще находится на рассмотрении высшего законодательного органа страны в первом чтении. 11 февраля 2013 года на заседании Совета ГД РФ было принято решение перенести рассмотрение указанного проекта федерального закона с 12 февраля 2013 года на более поздний срок (п. 3 Протокола заседания Совета ГД №77 от 11 февраля 2013 года).
Напомним, что Законопроект № 50654-6 направлен на реализацию Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15.06.2010 № 982-р и предусматривает отмену деления земель на категории как института, дублирующего институт градостроительного зонирования.
Законопроект № 181992-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в связи с размещением государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных» (далее – Законопроект № 181992-6) рассматривается Государственной Думой РФ в первом чтении.
Законопроектом № 181992-6 для обеспечения размещения государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных предлагается внести изменения в Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», которые:
1) определят понятие размещения государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных;
2) определят порядок установления общих требований к машиночитаемому формату информации, размещаемой в форме открытых данных;
3) определят полномочия Правительства Российской Федерации по определению перечней информации размещаемой в форме открытых данных;
4) определят полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Под размещением государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных, таким образом, будет пониматься форма размещения государственными органами информации о своей деятельности в сети «Интернет», при которой указанная информация размещается в сети в виде массивов данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях ее свободного (бесплатного) использования.
Предполагается, что внесение изменений повысит прозрачность деятельности органов государственной власти, способствует развитию гражданского общества через возможность контроля и мониторинга деятельности государственных органов и экономию бюджетных расходов при разработке общественно-полезных сервисов, создаст информационную основу для реализации в России концепции «открытого правительства».
Проект Федерального закона № 272981-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» принят Государственной Думой ФС РФ во II чтении.
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» законопроект № 272981-5 предлагает исключить термины «строение» и «строения» из некоторых законодательных актов, в том числе из ГрК РФ и Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Кроме того, указанный законопроект предлагает дополнить положения ГрК РФ понятиями «консервация», «снос», «демонтаж объекта капитального строительства» и включить их в понятие «градостроительная деятельность».
Принятие законопроекта позволит создать единое правовое поле для реализации требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», будет способствовать повышению уровня безопасности объектов капитального строительства.