Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№4_2012/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Гис-Ассоциация – 2012. Достигнутое и задачи

Миллер С.А.

Миллер С.А. (МОО «ГИС-Ассоциация»)

В 2012 году усилия ГИС-Ассоциации были сосредоточены на нескольких направлениях:
Главный итог 2012 года видится в том, что в результате наших многочисленных дискуссий было существенно дополнено концептуальное понятие инфраструктуры пространственных данных РФ (ИПД РФ). Если раньше ИПД РФ рассматривалась только как среда обмена данными, то сейчас, в условиях широкого развития краудсорсинга, когда огромная масса пользователей персональных навигаторов и других гаджетов становится производителем пространственных данных (наиболее яркий пример – проект «Open Street Map») очевидно, что ИПД должна стать и средой создания пространственных данных. Признание этого факта несет за собой несколько очень важных следствий.
Проект «Open Street Map» г. Рыбинск

Во-первых, полностью меняется соотношение между понятиями «геодезия», «картография» и «инфраструктура пространственных данных» (до 2012 г. эти понятия однозначно воспринимались как одноранговые). Теперь ИПД как среда создания поглощает понятия «геодезия», «картография» и обязана обеспечить единство координатного описания пространственных объектов как геодезическими, так и картометрическими методами.

Во-вторых, главной задачей ИПД становится не просто обеспечение эффективного обмена пространственными данными, а обеспечение единства координатного описания и идентификации объектов. А это не что иное, как открытое и связанное пространство всех используемых систем координат, доступность информации обо всех пунктах государственной геодезической сети и сетей сгущения, единый открытый ортофотомассив данных на всю территорию страны для легитимного использования при картометрическом описании границ пространственных объектов.

В-третьих, государство, которое обязано обеспечить граждан информацией об объектах, где ограничиваются их права, получает в виде единого открытого ортофотомассива данных на всю территорию страны соответствующий эффективный инструмент для генерации юридически значимых данных.

В таком контексте и данные по обеспечению единства координатного описания, и данные об объектах, где ограничиваются права граждан и юридических лиц, т.е. базовые пространственные данные, могут быть только открытыми – иначе не будут выполнены основные задачи ИПД РФ. Более того, базовые пространственные данные должны быть свободно распространяемыми в машиночитаемом виде, т.к. иначе не может быть соблюден принцип единства координатного описания объектов и защиты прав граждан и юридических лиц.

Наибольший вклад в развитие понятия ИПД внесла публичная профессиональная экспертиза проекта Положения об ИПД на территории Республики Татарстан ( http://gisa.ru/84614.html ) и обсуждение этих вопросов на ГИС-Форуме в Казани. Итогом стало разработанное экспертной группой ГИС-Ассоциации «Типовое положение о региональной Инфраструктуре пространственных данных субъекта РФ», которое на сегодняшний день является наиболее полным документом, отражающим описанную смену парадигмы ИПД.

Развивая эти идеи, ГИС-Ассоциация осенью 2012 г. развернула широкое обсуждение вопросов, связанных с обеспечением единства координатного описания объектов. Был проведен целый цикл интернет-дискуссий («Проблемные вопросы взаимодействия власти и бизнеса в сфере создания навигационных данных в РФ», «Пути развития сетей постоянно действующих спутниковых опорных станций», «Решение проблем единства координатного описания объектов в РФ»), которые позволили принять ряд принципиальных решений:

  1. В стране необходимо перейти на открытую геоцентрическую систему координат и за счет этого обеспечить математически корректный пересчет из любой в любую местную и условную систему, использующуюся в различных регионах. Подобный пересчет должен быть незаметен для потребителя и организован в виде специальных веб-сервисов федерального геопортала.
  2. Должен быть пересмотрен подход к развитию государственной геодезической сети. Оно должно обеспечиваться формированием региональных и локальных сегментов постоянно действующих дифференциальных станций, которые должны постепенно замещать традиционные пункты государственной геодезической сети (далее – ГГС) и обеспечивать более точные и оперативные геодезические измерения.
    Геоцентрическая система координат уже закреплена в постановлении Правительства «О единых государственных системах координат» (http://gisa.ru/92496.html ), а в задачах 2013 г. – проведение пилотного проекта, обосновывающего алгоритмы пересчета с созданием прототипа вышеупомянутого веб-сервиса.


Следующим важнейшим направлением является решение вопросов с отменой избыточной секретности в сфере производства и использования пространственных данных. Вопрос не новый, но не решающийся уже в течение ряда лет. В июле 2012 г. под эгидой ГИС-Ассоциации было составлено и направлено обращение в Правительство РФ на имя В.Ю. Суркова по отмене избыточных ограничений. В письме был дан подробный анализ экономических, технологических и организационных причин и обоснован комплекс предложений по изменению действующего порядка определения закрытости пространственных данных (см. http://www.gisa.ru/87611.html).
Осенью Минэкономразвития России выпустило приказ, утвердивший новый состав перечней. К сожалению, в нем целый ряд предложений ГИС-сообщества не нашел отражения, в том числе и одно из главных – необходимость открытого статуса этого документа.
Вместе с тем позитивный характер этого документа не подлежит сомнению. В перечни удалось внести целый ряд изменений, существенно сужающих список сведений, не подлежащих для открытого использования, в частности:
  • сняты все ограничения на публикацию координат пунктов постоянно действующих станций дифференциальных поправок, независимо от их ведомственной принадлежности и прав собственности. Координаты пунктов ГГС без грифа могут быть открыто обнародованы в количестве не более 9 (обоснование этого количества ни в Росреестре, ни в ВТУ ГШ ВС РФ нам привести не смогли).
  • из перечня изъяты все пункты, не позволяющие открыто использовать ключи перехода между системами координат (типа «совокупность сведений»), включая государственные СК-95 и ПЗ-90.02, что означает их свободное распространение Росреестром;
  • площадь доступных для публикации карт рельефа увеличилась до 1,5 тыс. кв. км с максимально допустимой точностью использования его модели, соответствующей точности показа рельефа на картах масштаба 1:25 000;
  • сняты все ограничения на использование государственных географических и топографических карт и планов в линейке масштабов до 5000 и более 1:50 000, т.е. закрытым остается только интервал масштабов 5000 – 50 000;
  • сняты все ограничения по использованию аэро- и космических снимков, доступных на мировом рынке.
К сожалению, в последние месяцы 2012 г. и первые месяцы 2013 г. мы столкнулись с фактами непредоставления этого документа целому ряду организаций под очевидно надуманными предлогами. Не принесли успеха и наши попытки сделать публичными позиции перечней через их обсуждение на нашей кадастровой конференции. В итоге в декабре 2012 г. в Минэкономразвития России было направлено очередное письмо с ситуационными вопросами по особенностям применения новых перечней. Ответа мы пока не получили, несмотря на очевидное нарушение регламента со стороны министерства. Очевидно, что работу в этом направлении необходимо продолжать с нарастающими усилиями всего сообщества.
Еще одним из наиболее значимых итогов 2012 г. является ввод в эксплуатацию Росреестром Федерального геопортала, построенного на основе мировых стандартов и наполняемого сделанной за счет федерального бюджета цифровой картографической продукцией. Наряду с принятым постановлением Правительства РФ, которое существенно (в среднем в десять раз) снизило стоимость использования материалов Федерального картографо-геодезического фонда, запуск геопортала должен обеспечить гораздо более эффективное использование цифровой картографии, изготовленной в предшествующие годы за счет средств федерального бюджета.
Геопортал ИПД РФ. Сервисы метаданных

Одним из принципиальных новшеств геопортала является наличие модуля метаданных, функционирующего в режиме бесплатного сервиса для всех производителей и потребителей пространственных данных. Выполненный по стандартам INSPIRE, NSDI USA, OGC, геопортал даже в отсутствие закрепления термина «ИПД» в федеральном законодательстве может сыграть существенную роль в формировании ИПД РФ в случае его активного использования поставщиками данных хотя бы как рекламной площадки.
Для органов власти Федеральный геопортал должен стать площадкой публикации всех юридически значимых пространственных данных об управляемых ими объектах. Развитие веб-сервисов геопортала в перспективе должно сделать сопоставление и совместный анализ различных наборов пространственных данных по одной территории простой и не затратной по времени услугой.
Очевидно, что одной из центральных задач 2013 г. должно стать обсуждение и принятие нового варианта ФЗ «О геодезии и картографии», где бы нашли отражение все перечисленные инновации. Наиболее сложной задачей нового закона является закрепление реально существующего распределения полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления (далее - ОМСУ) в сфере ведения базовых пространственных данных при сохранении за РФ полного контроля нормативно-правового регулирования этих процессов.
Не менее значимой представляется задача разработки нового варианта 7 главы Градостроительного кодекса РФ. В Градостроительном кодексе РФ предстоит закрепить трехуровневый порядок ведения ИСОГД и по принципу ИПД распределить полномочия между РФ, субъектами РФ и ОМСУ по описанию и предоставлению в публичный доступ объектов градостроительного регулирования. Это важнейшая и сложнейшая задача потребует существенно конкретизировать весь комплекс требований к качеству градостроительной документации от схем территориального планирования страны до проектов планировки и межевания.

В 2012 г. представители ГИС-Ассоциации были включены в состав Общественных советов Минрегиона и Росреестра России и приняли участие в разработке дорожных карт по совершенствованию системы государственной регистрации прав и снижения административных барьеров в строительстве. Первый документ получился весьма добротным, второй требует существенных дополнений. Здесь 2013 г. станет ключевым. Во-первых, должна быть разработана новая ФЦП в сфере госрегистрации и кадастра. Она должна включить в себя все направления соответствующей дорожной карты и в области кадастровых данных, обеспечить их качественную коррекцию с созданием условий, исключающих формирование некачественных данных. В этом плане предусмотрено использование единой картосновы ГКН, введение единой геоцентрической системы координат, цифровое внесение сведений о всех зонах с особыми условиями использования, переход на полностью цифровое взаимодействие в государственном кадастровом учете на основе электронных сервисов и услуг.

Геопортал - Картографическая основа ГКН.
Город Новосибирск

Единая картоснова ГКН, работы над которой завершает ИТЦ «СканЭкс», в случае создания соответствующих веб-сервисов по ее использованию, должна произвести революцию в сфере создания юридически значимых описаний объектов, в пределах которых существуют какие-либо ограничения на использование территорий. Все уровни власти должны получить возможность простого, эффективного и бесплатного картометрического описания всех видов административных, градостроительных, природоохранных и другого типа границ. Картоснова ГКН позволит вести адресные схемы всем ОМСУ, эффективно сопоставлять различные наборы данных из всех возможных источников. Задача 2013 г. – добиться максимальной открытости картосновы ГКН и создания эффективных веб-сервисов формирования статусных пользовательских наборов данных по принципу «софт как услуга» или с использованием Публичной кадастровой карты или Федерального геопортала.

В общем, год предстоит непростой и крайне ответственный. ГИС-Ассоциация благодарит всех своих экспертов и надеется на продолжение плодотворного сотрудничества в 2013 г. Ждем всех каждый день на gisa.ru со своими новостями, проблемами и предложениями!


См. также:
Каталог Организаций:
   - ГИС-Ассоциация
Каталог Авторов:
   - Миллер С.А.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Регион. и муниц. ГИС
Тематич. разделы / Инфраструктура ПД
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2012
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №4_2012
Цитирумость документа: 1
23:32:12 30.03 2013   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.052525997161865 sec, Question: 80