РБК daily: Минрегион подготовил проект «дорожной карты» по развитию городских агломераций
На сайте "РБК daily" опубликована статья Ю.Синяевой "Для агломераций могут сделать особый финансовый режим". В ней рассказывается о проекте «дорожной карты» по развитию городских агломераций. Приводим текст полностью.
Минрегион подготовил проект «дорожной карты» по развитию городских агломераций. Документом, в частности, предлагается узаконить само понятие агломерации, выработать особый градостроительный порядок для городских группировок, подумать над иными методами финансирования объектов строительства трансграничных территорий, дать особый правовой режим землям лесного фонда. Реализация этих и других мероприятий должна помочь повысить место российских мегаполисов в мировых рейтингах по качеству городской среды и предотвратить экспансию китайцев на дальневосточные территории страны.
Сама «дорожная карта» предусматривает реализацию 18 мероприятий до 2018 года. Необходимость принятия единой концепции по развитию крупных городских территорий обусловлена несколькими моментами. Один из основных — это проблема пространственных факторов. Города и агломерации являются наиболее важным элементом схем расселения, особенно для азиатской части России, говорит замминистра регионального развития Валерий Гаевский.
«В Сибири плотность населения менее четырех человек на 1 кв. км, а на Дальнем Востоке — всего один. Если учесть, что Китай собирается реализовать проекты строительства около 20 городов-миллионников по нашей границе, то становится ясно, что агломерации — это не только комплексное развитие территорий, но и геополитические центры, фактор укрепления национальной безопасности», — поясняет г-н Гаевский.
Для комплексного развития крупных городов необходимо, во-первых, подумать над совершенствованием механизмов бюджетного финансирования, в частности над расходами на трансграничные объекты капитального строительства агломераций, следует из «дорожной карты». В России насчитывается 22 агломерации-миллионера, однако их развитие осложняется отсутствием синхронизации на стратегическом уровне. К примеру, та же Москва занимается развитием присоединенных территорий отдельно от Подмосковья. Для решений межмуниципальных проблем Минрегион ранее предлагал уже подумать над созданием общей копилки, то есть финансированием инфраструктурных проектов из нескольких бюджетов одновременно.
Особый порядок для агломераций может быть введен и в плане муниципального земельного и градостроительного контроля, в частности для решения проблемы эксплуатации трансграничных объектов (дороги, свалки, водоемы и т.д.). Также в 2017–2018 годах предлагается разработать закон, который бы определял порядок установления, изменения или отмены действия публичных сервитутов для участков в границах территории агломераций.
Предлагается документом определить особый правовой режим земель лесного фонда, сельхозназначения и особо охраняемых природных территорий, упростив на них процедуры регулирования градостроительной деятельности. Сейчас, к примеру, расширение границ населенного пункта устанавливается генпланом. А если при этом необходимо задействовать лесные территории, то муниципалитет не может провести запланированное расширение, пока субъект не изменит границы леса. Из-за этого расширение территорий может затягиваться на несколько лет. «Это часть общей проблемы нестыковки Земельного и Градостроительного кодексов», — говорит вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов. По его мнению, в целом необходимо менять концепцию Градостроительного кодекса, уходить от его изначальной девелоперской направленности в сторону общественной.