Нигматулина К. (НИиПИ Генплана Москвы): Институт Генплана никогда не являлся институтом одного человека
На сайте "Русской службы новостей" размещен выпуск программы "Большая стройка", в котором Е. Родина и Ю. Будкин беседовали с Каримой Нигматулина, исполняющей обязанности директора ГУП «Научно-исследовательский проектный институт Генплана Москвы». Темой передачи стала: "Разница в российском подходе к градостроительству и зарубежном; урбанистика как новая для России наука." Приводим фрагмент беседы. Полностью с текстом можно ознакомиться по ссылке. Так же можно прослушать или скачать аудиозапись.
Ю.БУДКИН: В прошлом месяце, насколько я понимаю, было объявлено, что вы представили новую модель развития города. Насколько она новая и насколько все то, к чему мы привыкли, будет ломаться, когда новая модель города будет воплощаться в жизнь?
К.НИГМАТУЛИНА: Что вы имеете в виду, когда говорите про новую модель — это, скорее всего, результаты конкурса международного конкурса, который проходил в прошлом году. Конкурс, который назывался «Концепция московская агломерация». Там участвовали 9 команд. Команды как зарубежные, так и российские. И они давали свое видение, как Москва будет развиваться. И что было общее в этих проектах — что Москва должна быть полицентричной. То есть у нас должны быть не только места приложения труда в центре города, а еще в некоторых других точках, чтобы разгрузить транспортную ситуацию в городе. Это такой тезис, который звучал от каждого из них. Говорили, акцентировали, что необходимо улучшить транспортную ситуацию за счет развития транспортной инфраструктуры. Как и развитие общественного транспорта, что является ключевым, это скоростной общественный транспорт, так и развитие улично-дорожной сети, которой у нас в городе, если посмотреть по международным показателям, у нас просто критически не хватает. Также они проговаривали, как можно скоординировать развитие не только города Москвы в своих границах, но еще и координация с Московской областью. Вот такие общие идеологические тезисы она проговорили. И сейчас мы это активно прорабатываем в дальнейшем. Потому что, если на то пошло, следующий этап у нас — разработка Генерального плана, корректировка Генерального плана города Москвы. У нас сейчас действует один Генеральный план, он был утвержден в 2010 году. А новый — сейчас инициируется корректировка. И эта корректировка только-только начинается. Поэтому нам еще предстоит работа по более четкому формированию видения развития города Москвы.
Ю.БУДКИН: Теперь Москва будет разрабатывать новый Генеральный план. Что изменится? Ведь должны быть какие-то принципиальные изменения?
К.НИГМАТУЛИНА: Какие ключевые вводные мы сейчас для себя рассматриваем. У нас цель — сделать Москву более комфортной. Когда люди говорят про комфортность города, иногда это звучит как какой-то тезис, кто-то высказал, кому-то это нужно, но никто этому не верит. А вообще-то, комфортность города для его горожан необходима и для развития экономики города. А когда люди говорят, что необходимо развивать экономику, этому люди все-таки верят. Как взаимосвязаны качественная городская среда и экономика города? Если у нас город некомфортный, сюда приезжать специалисты мирового уровня не будут. И тогда город не сможет стать глобальным городом. А у нас все-таки Москва конкурирует с такими городами как Лондон, Нью-Йорк, Пекин, Шанхай. Все такие города крупные, на слуху, международные мегаполисы. И для того чтобы Москва продолжала конкурировать с этими городами, необходимо, чтобы Москва была комфортной именно для тех квалифицированных специалистов, которые ее могут в дальнейшем развивать. Для нас это означает, что у нас должна быть хорошая экология, должна быть хорошая транспортная доступность, то есть стоять в пробках никому не нравится. С другой стороны, хороший общественный транспорт, что вообще-то неплохо в Москве установлено, что есть метрополитен. То, что позволяет Москве быть таким высокоразвитым, хорошим городом. Но нужно улучшать нашу общественную среду, чтобы были более благоустроенные парки. Это то, что люди могут наслаждаться именно такой городской…
Ю.БУДКИН: Это звучит как «за все хорошее, против всего плохого». Но как только вы начинаете трогать существующую систему, Кут-Кут пишет: «Каждый год в Москве реконструкции, ремонт и строительство. Когда Москва начнет жить спокойной жизнью, и москвичи будут комфортно гулять и радоваться этой жизни?» Ведь, начиная реконструкции, вы приходите в мой двор или рядом с моим двором. Я буду недоволен, даже если всей остальной Москве в результате этой работы станет прекрасно.
К.НИГМАТУЛИНА: Это понятно. Для москвичей сейчас ощущение, что идет реконструкция. Нужно понимать, зачем мы это делаем. Когда человек делает ремонт в своей квартире и живет в этой же квартире, это тяжело, это нагрузка. Но когда есть понимание, что этот ремонт улучшит квартиру, сделает ее более комфортной, то иногда можно и потерпеть. Конечно, каждый человек, кто живет в Москве, понимает, что транспортная ситуация — это самая сложная часть того, что у нас есть в городе. Поэтому улучшение улично-дорожной сети для нас необходимо. Тут необходимы и глобальные, такие каркасные направления, то есть необходимо улучшать наши перпендикулярные связи, не радиальные, но еще и эти дополнительные кольцевые. Так и улучшать нашу пропускную способность наших дорог. Также необходимо ее увязать с парковочным пространством. Потому что все москвичи знают, что люди очень часто паркуются на самих дорогах, и в этом сокращается пропускная способность этих же улиц. Поэтому необходимо увязывать развитие парковочных пространств. Необходимо улучшать общественный транспорт. У нас метрополитен очень сильно развит. Но эта сеть уже перегружена, поэтому необходимо строительство дополнительных веток метрополитена. Сейчас идет строительство третьего пересадочного контура, это тоже сильно поможет.
Ю.БУДКИН: Карима, расскажите, как вы можете объяснить, почему вам доверили эту должность? Тут один за другим наши слушатели пишут, что занять такой пост в 28 лет невозможно. Что вы не можете иметь опыта работы с Генеральными планами к этому моменту, и, соответственно, руководить этой работой довольно сложной, причем для одного из крупнейших городов — Москвы.
К.НИГМАТУЛИНА: Когда мне предложили выйти на эту должность и вообще вернуться в Россию из Америки, выйти на работу в Институт Генерального плана, я согласилась, только понимая, что есть сильный коллектив и если это будет командная работа. Институт Генплана никогда не являлся институтом одного человека. Всегда были специальных разных профилей. И в этом заключается сила этого института. У нас есть как сильные инженеры, так и транспортники, так и архитекторы, так и градостроители, экономисты. Если уж на то пошло, я по своему профилю и образованию экономист-математик, и я свое профильное образование использую именно в этом направлении. А когда касаются вопросы конкретно архитектурные, градостроительные, есть специалисты, которые десятки лет прорабатывали эти вопросы. И в нашем институте, у нас задачи такие, чтобы совместить эту работу, ее правильно спланировать. И здесь требуются управленческие навыки. Если посмотреть, чем я занималась до этого, я тоже руководила довольно крупной командой людей, где была такая командная работа. Именно усилить эту командную работу и является главной задачей для меня на сегодняшний день.
Ю.БУДКИН: Что за базовый мастер-план, выполненный в той организации, где вы работали прежде, и который теперь якобы будет неким основополагающим для Генплана Москвы?
К.НИГМАТУЛИНА: На моей предыдущей работе я не занималась мастер-планированием. Хотя создавала различные стратегические документы для системы здравоохранения. Что немножечко отличается, конечно же, от урбанистики. Здесь никаких вопросов нет. Чем мы занимаемся сейчас и вообще, что такое мастер-план, хотелось бы пояснить, потому что не все слушатели, наверное, в курсе. У нас тематика в России — это Генеральный план. Тематика мастер-планирования — это то, что позволит усилить экономическую составляющую Генерального плана. Потому что в Генеральном плане, его требования прописаны в градостроительном кодексе, как и РФ, так и для Москвы, в градкодексе города Москвы. Экономическая часть четко не зафиксирована. И мы будем усиливать это направление, за счет этого у нас появляется новый термин — мастер-планирование. Также мы будем рассматривать такие нюансы, у нас есть термин «градостроительство» и есть «урбанистика». В чем разница? В градостроительстве мы рассматриваем такие вопросы как архитектурно-планировочные решения. Как мы будем размещать различные объекты по городу, какая требуется инфраструктура. А в направлении урбанистики мы также рассматриваем различные алгоритмические системные вопросы, как логистика, как экономика, как социальная атмосфера для людей, именно контроль над этой системой. И эти направления будут рассматриваться и в мастер-плане. Еще могу привести такой пример. Арендное жилье. Конкретная инфраструктура потихонечку влияет, конечно же. Если мы говорим «арендное жилье», то должно быть какое-то здание под это.