Законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части госрегистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости
Согласно пояснительной записке, планируемые юридические последствия состоят в возможности гармонизировать нормы, регулирующие гражданский оборот недвижимости, в том числе государственный кадастровый учет объектов недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, восполнить существующие пробелы и устранить недостатки в правовом регулировании указанных отношений. Законопроектом предполагается существенно упростить процедуры предоставления документов для целей государственной регистрации прав, обеспечить уменьшение нагрузки на государственных регистраторов, что должно привести к улучшению качества и повышению доступности государственной услуги.
Законопроект вносит изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997г. и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»:
— возможность подать заявление о гос.регистрации и иных документов в электронной форме;
— в случае, если в гос.информационной системе имеется информация об оплате гос.пошлины, заявитель освобождается от необходимости предоставлять дополнительное подтверждение осуществления оплаты;
— для исключения дублирования информации в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) и в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) в подраздел I ЕГРП будут вносится только сведения о кадастровом номере объекта недвижимости
При этом сведения о характеристиках объекта недвижимости, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются внесенными в Единый государственный реестр прав.
— четко закрепляются порядки и сроки принятия решений о гос.регистрации (приостановлении/отказе в регистрации);
— определяется чёткий перечень документов, позволяющий правоприменителям самостоятельно запрашивать документы, подтверждающие факт создания объекта (вновь созданные объекты) без участия заявителей;
— предполагается минимизация затрат заявителей при необходимости внесения уточненных сведений в ЕГРП (например, в случае реконструкции объекте);
— возможность получения свидетельства о государственной регистрации права в бумажном или электронном виде (по выбору заявителя);
— вводится понятие "технической ошибки", перечень случаев, когда исправление таких ошибок в регистрационных записях не допускается;
Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр прав (далее - техническая ошибка в записях), исправляется в трехдневный срок по решению государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях.
- дополнить состав сведений ГКН об объектах недвижимости (в т.ч. об объектах капитального строительства, сведениями необходимыми для проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости);
- возможность предоставления сведений, указанных на публичной кадастровой карте в виде электронного документа, а также предоставление в электронном виде копий документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН;
уточнение оснований для принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении и отказе в осуществлении государственного кадастрового учета;
- уточнение требований к содержанию документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета;
- расширение круга лиц, которые вправе обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в связи с изменением сведений государственного кадастра недвижимости об адресе объекта недвижимости (при отсутствии такого адреса описании местоположения объекта недвижимости) и категории земель, к которой отнесен земельный участок;
- уточнение состава сведений, включаемых в государственный реестр кадастровых инженеров, в том числе подлежащих размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет».
Законом о кадастре и Законом о регистрации предусмотрено, что Единый государственный реестр прав на электронных носителях и государственный кадастр недвижимости на электронных носителях являются частью единой федеральной информационной системы. Однако до настоящего времени такая информационная система в Российской Федерации не создана.
В целях обеспечения создания в Российской Федерации единой системы регистрации прав и кадастрового учета и упрощения оформления прав на недвижимость, получения гражданами и юридическими лицами легитимных документов, содержащих информацию одновременно о характеристиках объектов недвижимости и правах на них, законопроектом предусматривается исключение норм о единой федеральной информационной системе и ведение органом кадастрового учета с 1 января 2013 г. Единого государственного реестра недвижимости на основе сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости и наделение органа нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений полномочиями по установлению порядка внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости и выдачи сведений из него. Аналогичные изменения предусмотрены в Законе о регистрации.