GPS помогает обнаружить опасные облака вулканического пепла
Как сообщает GPS Клуб, ученые научились отслеживать опасные облака вулканического пепла, используя GPS технологии. Новый метод анализирует мощность GPS-сигнала по мере его прохождения через облако пепла. Особую опасность представляют крупные частицы вулканического пепла, которые могут попасть в двигатель самолета, что, в свою очередь, может привести к авиакатастрофе. Именно по этой причине (извержение вулкана Гримсвотн в Исландии) два года назад в течение нескольких дней воздушное пространство над Европой было закрыто для полетов гражданских авиалайнеров.
В новом исследовании за основу взяты сигналы GPS-спутников, при помощи которых можно определить наличие опасных облаков в небе. В рамках своего исследования Кристин Ларсон (Kristine Larson), профессор авиакосмической техники из университета Колорадо, сотрудничала с коллегами из университета Аляска Фэрбенкс, установившими GPS-антенны на вулкан Редаут для расчета сдвигов Земли во время извержений.
Наземное оборудование автоматически сохраняет GPS-данные, в том числе и данные об интенсивности сигналов с орбитальных спутников. Ларсон впервые использовала эту информацию для изучения облаков вулканического пепла и обнаружила, что они блокируют GPS-сигнал со спутников.
На основе полученных данных, она смогла отследить облако пепла в режиме реального времени в заданной зоне. После того как оно переместилось в сторону, мощность GPS сигнала вернулась к прежнему уровню.
Следить за положением вулканического пепла можно при помощи спутниковых снимков, но этот способ не работает в облачную погоду. Что касается радаров, то они могут обнаруживать такие облака, но их цена достаточно высока в отличие от GPS-оборудования. Так как мощность GPS-сигнала не снижается из-за наличия дождевых облаков и водяных паров, исследователи смогут определять наличие скопления пепла в воздухе. Однако для расчета плотности пепельного облака, снижающего мощность GPS сигнала, необходимо проведение дополнительных исследований.