На сайте "ВСП" опубликовано интервью с директором Прибайкальского филиала ФГУП «Рослесинфорг» С. Колесниковым
"Особенности национального лесоустройства". В нем рассказывается о работе лесоустроителей. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Министерство природных ресурсов объявило о намерении провести ревизию лесоустройства в особо охраняемых природных территориях. Ваша организация планирует участвовать в этой работе?
— Действительно, в нынешнем году начинает действовать трёхлетняя программа по лесоустройству в особо охраняемых природных территориях. В неё включены все заповедники и национальные парки вокруг Байкала. Это значит, что к 2015 году природные территории будут иметь обновлённую документацию, которая обеспечит возможность грамотного управления этими лесами. Обследовать заповедники и национальные парки планируется в три этапа. Первый – подготовительный, включает в себя приобретение космических или аэрофотоснимков, анализ изменений лесного покрова, связанных с хозяйственной деятельностью и стихийными бедствиями, по сравнению с материалами прошлого лесоустройства, уточнение технологии предстоящих полевых работ. На 2014 год запланировано проведение самих полевых лесоустроительных работ: организация территории, таксация леса, исследовательские работы. Следующий год будет посвящён подготовке отчётов и аналитической работе.
Исполнителя работ в каждой природной территории предстоит определить в ходе конкурсного отбора. Для победы недостаточно предложить минимальную цену. Нужно также обладать опытом работы и предоставить положительные отзывы о результатах своей предыдущей деятельности от заказчиков. Наш филиал в конкурсах представляет ФГУП «Рослесинфорг». Это наша головная организация, которая осуществляет лесоустройство во всех регионах страны. Окончательные итоги аукционов будут подведены в начале июня. Думаю, у нас неплохие шансы стать победителями.
Кроме того, о намерении обновить лесоустроительную документацию заявило Министерство обороны. Руководство ведомства приняло решение вывести из собственного ведения территории, не имеющие отношения к задачам обороны. Речь идёт о военных лесничествах, большая их часть расположена в Забайкальском крае и Бурятии. В Иркутской области леса военного ведомства находятся под управлением Нижнеудинского и Шелеховского военных лесничеств. Вполне возможно, что эта лесная территория будет включена в программу лесоустройства. После того, как подготовят лесоустроительные документы и поставят земли военных лесничеств на кадастровый учёт, лесные участки передадут в Рослесхоз. Таким образом Минобороны планирует провести лесоустройство на площади более миллиона гектаров.
— Филиал готов к таким большим объёмам работы? Хватит ли у вас специалистов, если ваш филиал получит эти государственные заказы?
— Уже в нынешнем году в полевых бригадах будут работать 30 человек. Это на треть больше, чем в прошлом году. Все бригады обеспечены автотранспортом, необходимым оборудованием.
Мы набрали 10 новых специалистов, это молодые ребята. Практически все имеют по два образования: в своё время окончили техникумы, потом институты, имели небольшую практику работы в лесхозах. Сейчас они проходят техническую учёбу, а затем выезжают на полевые работы. Если эти ребята приживутся, перенесут все «лесные удовольствия» – ночёвки у костров, нашествия комаров и так далее, то состав специалистов будет полностью сформирован. Ребята по большей части деревенские, думаю, комарами их не испугаешь.
— Отдел дистанционного зондирования вашего филиала проводил эксперимент, который позволил бы оперативно выявлять незаконные рубки. Расскажите о его итогах.
— Раньше специалисты сравнивали свежие космические снимки с изображениями годичной давности. Наши сотрудники попробовали сопоставлять данные с временной разницей в неделю, 10 дней и две недели. Но в ходе эксперимента использовались данные низкого разрешения. Их качество не позволяет провести точный анализ изменений, произошедших за такой короткий промежуток времени на малых площадях. Оперативно выявлять места работы «чёрных» лесорубов с небольшой временной разницей, как показал опыт, возможно только по снимкам сверхвысокого разрешения. В итоге мы остановились на прежней технологии, которая действительно даёт детальное представление о том, что происходит на том или ином участке леса. Слабой её стороной по-прежнему является большой временной разрыв между наблюдениями. Дистанционный мониторинг использования лесов в нынешнем году будет проведён на площади 16,5 миллиона гектаров. В зону исследования входит не только Иркутская область, но и Бурятия и Забайкальский край.
— Какая сумма запланирована в 2013 году на лесоустройство по линии Рослесхоза?
— Ни в прошлом, ни в нынешнем году Иркутская область денег на приведение в известность лесов, которые находятся в ведении Рослесхоза, не получила. Федеральные деньги выделяются регионам на условиях обязательного софинансирования. В области действует программа по развитию лесного хозяйства, но в ней нет раздела «Лесоустройство». Средства запланированы на охрану лесов от пожаров. Но если область не готова тратить деньги на устройство лесов, то и федерация не считает нужным брать эти расходы на себя. В 2012 году на всю страну из федерального бюджета была выделена небольшая сумма – 300 миллионов рублей, но и они не были использованы полностью по той же причине: регионы не нашли средств на долевое участие в финансировании таксации своих лесов. Вместе с Агентством лесного хозяйства Иркутской области мы добиваемся, чтобы в областном бюджете на следующий год расходы на лесоустройство были запланированы.
— Более-менее ясной картины, что происходит в лесах области, сегодня нет. Удастся ли, на ваш взгляд, заполнить «белые» пятна после того, как намеченные на ближайшее время работы будут выполнены?
— Большая часть лесов на территории нашего региона, как и в целом по стране, находится в ведении Рослесхоза. По изученности земель лесного фонда существенных подвижек не происходит. Точечные обследования, которые проводят арендаторы на своих арендных участках, раскиданных по разным лесничествам, общую картину не проясняют. Запланировано устройство особо охраняемых природных территорий и военных лесничеств. Но и это не даст полной информации о состоянии лесов региона. Чтобы умело распоряжаться одним из главных богатств Иркутской области – лесом, нужно хотя бы знать, сколько его у нас имеется, как он распределён по территории. К сожалению, сейчас в нашем распоряжении есть материалы лесоустройства только 20–30-летней давности. С каждым годом информация о состоянии лесов устаревает всё больше.