Сибтерра: «Пилотный» запуск беспилотников. В Томске опробовали новую технологию картографирования
На сайте "Сибтерра" опубликована статья «Пилотный» запуск беспилотников. В Томске опробовали новую технологию картографирования». В ней рассказывается о проекте 3D-картографирования Томска. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
В течение нескольких дней специалисты Санкт-Петербургской компании «Геоскан» проводили пробные совместные работы по картографированию местности. Беспилотный летательный аппарат, на борту которого находится фотокамера, был запущен в небо, чтобы провести аэрофотосъёмку. За несколько дней беспилотник сфотографировал берег Томи, улицу Балтийскую и поселок Просторный. С помощью специальных программ специалисты соединят снимки в объёмные карты. Новую технологию аэрофотосъёмки «Геоскан» продемонстрировал 1 июля.
Начальник отдела эксплуатации компании «Геоскан» Игорь Герасимов: «Интерес к этой технологии в настоящее время очень сильный, потому что беспилотники позволяют делать снимки с высоким разрешением, строить 3D-модель. Как раз то, чего не может сделать спутник: либо по погодным условиям, либо по финансовым люди не могут заказать спутниковые карты. И беспилотники в данном сегменте перекрывают непосредственно те работы, которые интересны геодезистам, МЧС, полевикам, используются для мониторинга, выработки карьеров, насыпей железных дорог. Спектр применения необычайно широк на самом деле. И сейчас такой большой интерес вызван именно тем, что раньше нужно было очень много ручной работы сделать, чтобы обработать снимки, в настоящее время программы позволяют бешено автоматизировать весь этот процесс».
«Начинка» самолёта – это двигатель, регулятор двигателя, аккумуляторная батарея, фотоаппарат, машинка выброса парашюта и самый главные элемент – автопилот, в который встроена GPS-антенна. Ещё на земле, перед тем, как беспилотник будет запущен в небо, оператор задаёт маршрут полёта. Это делается на наземной станции, которая представляет собой ноутбук со специальной программой.
Запускают маленький самолёт с помощью специальной катапульты. В небо он поднимается на 150-300 метров – это рабочая высота, с которой можно делать снимки с высоким разрешением. Максимальная высота, которую может набрать такой летательный аппарат – 3000 метров. Скорость полёта – 60-70 километров в час. В среднем, за один полёт камера беспилотника делает до 900 снимков, которые потом с помощью специальной программы автоматически обрабатываются за 4,5 часа. По оценкам специалистов – это очень быстро. Снимки делаются в тех местах, координаты которых заданы с помощью GPS. Когда полёт подходит к концу, самолёт на парашюте спускается на землю.
Цена такого летательного аппарата – около 820 тысяч рублей. На разработку беспилотника, который летал над Томском, ушло пять лет. Разработать управляемую с земли машинку несложно, – говорят специалисты, сложность технологии – в программе. Она позволяет задавать координаты полёта беспилотника и координаты объектов, кторые нужно сфотографировать; а также в программе, с помощью которой снимки составляются в карты за рекордно короткий срок.
Кроме берега Томи специалисты «Геоскана» сфотографировали реконструкцию федеральной трассы М53, которая ведёт в Новосибирск. Съёмку проводили вместе со специалистами томской компании «ИндорСофт», которая на земле проводит лазерное сканирование. Полученные разными путями снимки обработают, наложат друг на друга и проанализируют получившийся результат.
Председатель комитета геоинформационного обеспечения администрации Томска Сергей Сидоренко: «Будем смотреть: по результатам, анализировать, смотреть применимость, и если это всё применимо, будем выходить на конкретные проекты. Я боюсь говорить, что будет полностью город в 3D-модели, хотя было бы конечно интересно, как минимум. Для картографирования, наверное, будет применяться. Много территорий города вообще не покрыто картами никакими, поэтому то, что мы получим с беспилотников – карты обещают».
Точность – главный критерий оценки технологий. Чем точнее получились снимки и карты, тем больше вероятность того, что технология будет применяться на практике. Однако, в Томске планируют составлять карты и 3D-модели, используя так называемую гибридную технологию, которая включает в себя и технологию аэрофотосъёмки с беспилотников, и технологию наземного лазерного сканирования. Мягкие контуры, по словам Сергея Сидоренко, «можно взять с бепилотника», а более точные получат с помощью наземной съёмки.
Компания «Геоскан» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации.
Компания «Геоскан» (www.geoscan.aero) - разработчик и поставщик комплексных решений в области беспилотной аэрофотосъемки, обработки и анализа данных аэрофотосъемки, мониторинга площадных и линейных объектов с применением БЛА.
Основная продукция и услуги компании «Геоскан»:
Беспилотные аэрофотосъёмочные комплексы серии «Геоскан»
Аэрофотосъёмочные системы для пилотируемых воздушных судов
Фотограмметрическое ПО PhotoScan
3D-ГИС Спутник
Услуги по аэрофотосъемке и обработке данных аэрофотосъемки