Ивакин Р. (Минздрав): процесс информатизации здравоохранения сдвинулся с мертвой точки
На сайте "ИТАР-ТАСС" опубликовано интервью с директором Департамента информационных технологий и связи Минздрава Р. Ивакиным "Процесс информатизации здравоохранения сдвинулся с мертвой точки - Роман Ивакин". Приводим фрагмент. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Из какого источника будет финансироваться проект по информатизации российского здравоохранения?
— Закон «Об обязательном медицинском страховании» предусматривает выделение средств на эти цели из бюджета Федерального Фонда ОМС. Но для того, чтобы получить эти средства из ФФОМС предусмотрена целая процедура. Первоначально они поступают на счета Минфина. И только после того, как Минздрав получает согласование объема работ от Минсвязи и представляет результат этих согласований Минфин перечисляет деньги на счет Минздрава для проведения аукционов.
— Какова в принципе глубина рынка информатизации здравоохранения в масштабах страны? Какие перспективы?
— В 2009 году, когда мы обсчитывали самый первый проект единой информационной системы, получилось, что информатизация всего российского здравоохранения тогда стоила 75-90 млрд. рублей. Такой объем средств нужно было бы затратить в тот момент, чтобы такая система заработала. Потом случились кризисные годы. Финансирование то планировалось, то отменялось. Но за этот год процесс информатизации здравоохранения наконец сдвинулся с мертвой точки, и сейчас я могу сказать, что компьютеры и доступ в Интернет есть во всех государственных медицинских учреждениях по всей стране.
— Как будет развиваться ЕГИСЗ в следующем году? Какие новые сервисы появятся?
— Будет развиваться система электронной записи. Сейчас мы видим запись к врачам так называемого первичного звена – к терапевтам и педиатрам, но в дальнейшем мы сможем точно так же отслеживать и запись к специалистам, на прием к которым пациента должен записать врач первичного звена.
Но самая сложная задача, которую мы сейчас видим вообще в информатизации здравоохранения – это создание электронной медицинской карты пациента. Сложная она, во-первых, потому, что ее выполнение требует значительного времени. Учитывая, что по статистике за год лечебные учреждения посещает не более 25% застрахованных в ОМС граждан, только через 4-5 лет мы сможем заполнить электронные карты на большинство граждан России. При этом в первую очередь мы планируем сконцентрировать усилия на новорожденных и детях, а также гражданах, проходящих диспансеризацию.
Во-вторых, необходимо сформировать универсальность заполнения этого главного документа пациента. Мы сейчас разрабатываем набор обязательных полей, начиная с имени, фамилии и даты рождения и заканчивая диагнозом и назначениями врача. Перечень обязательных полей уже проходит согласование руководителями ведущих федеральных лечебных учреждений. В некоторых регионах уже работают разрозненные системы ведения электронных карт больных, их предстоит также уточнить с учетом единых требований.
— Все решения и действия врача будут задокументированы и личная ответственность врача за их принятие не будет смазана, например, за свет неразборчивого почерка или пропавших из карточки анализов. К тому же, что бы с вами не произошло, где бы вы не оказались, врач любого государственного лечебного учреждения сможет получить полую информацию о вашем состоянии здоровью, обратившись к вашей электронной карточке. Информация об аллергических реакциях, хронических заболеваниях, перенесенных операциях, группе крови и многое другое может спасти жизнь многим пациентам, оказавшимся в экстремальной ситуации.