В ЦДА прошла первая встреча в рамках проекта Русская урбанистика
Как сообщает rupanet.ru, цикл встреч в рамках программы «Русская урбанистика» стартовал 25 июля, и первым событием стала лекция руководителя бюро «Яузапроект» Ильи Заливухина «Опыт работы в российских условиях». Сама программа организована СМА совместно с НП «Объединение планировщиков».
Интерес к урбанистике в России в последние годы испытывает взрывной рост. Прошедшая встреча показала, что, наконец, наметился конструктивный диалог по вопросам российской урбанистики среди наших специалистов, и есть надежда, что он продолжится далее.
Во вступительном слове Дмитрий Наринский, представляющий НП «Объединение планировщиков» (RUPA) сказал, что необходима институализация новой профессии планировщика, новая профессиональная парадигма, выработка ее базовых принципов. С его точки зрения, «противостояние советской школы планировщиков и новых принципов городского планирования длилось очень долго и сбило с толку российское градостроительство нового времени. Советская школа планировщиков делала акцент на композиционных элементах, в то время как в новом городском планировании во главу угла поставлены правовые аспекты и функциональное зонирование. Однако возникший в последнее время спрос на мастер-планы демонстрирует запрос на синтез композиционных задач и зонинга». Выход из сложившейся ситуации Дмитрий Наринский видит в совмещении достижений советской эпохи и новейших разработок в области градостроения, а вместе с этим – возрождение института планирования в России.
Лекция Ильи Заливухина прошла в формате мастер-класса с огромным количеством иллюстративного материала. Лектор условно разделил свое выступление на две части. Первую часть он посвятил своим наиболее успешным градостроительным проектам в Калуге и Обнинске. Вторая часть лекции представляла собой презентацию проекта реорганизации Москвы, в частности решения транспортной проблемы и необходимости прекратить моноцентрализацию нашего мегаполиса. Не обошлось и без обсуждения такой проблемы, как отсутствие в России профессии планировщика. Причем эту тему затронул и сам Илья, и другие специалисты в вопросах после лекции, что лишний раз доказывает ее актуальность.
Градостроительные проекты в Калуге и Обнинске стали примерами того, насколько радикально могут преобразить и оживить город разумные решения в области планирования. Если постараться сформулировать точнее, то стоит подразумевать под этим опору на уже существующий облик города и его инфраструктуру, установление прочных связей между старыми и новыми районами, «иначе получится гетто». Помимо этого необходимо функциональное зонирование и внутри самого нового района и, разумеется, создание комфортной для жителей городской среды.
Москву лектор сравнил с больным человеком, которого неправильно лечили и который теперь панически боится любого вмешательства. Примерный список проблем московского градостроения и развития впечатляет: наличие оторванных друг от друга и не развивающихся кластеров, перегрузка центра города, неосвоенные и неразвитые территории вдоль железных дорог. Особенно Илья обратил внимание на транспортную проблему. Из его схем было видно, что транспортный каркас и общая структура города взаимосвязаны гораздо более тесно, чем можно представить. Выход из этой непростой ситуации видится автору, во-первых, в освоении заброшенных промзон в районе железных дорог, во-вторых, в функциональном разделении транзитных магистралей и городских улиц. Возможно, даже скорее всего, это подразумевает строительство новых дорог по образцу европейских городов.
Предложенная Ильей стратегия развития Москвы носит безусловно концептуальный характер. Однако в продемонстрированной слушателям «Москве будущего» действительно хочется жить, работать и строить здоровое общество.