На сайте "Вестник ГЛОНАСС" размещена статья Гладких В.М., зам. по техническому регулированию руководителя Комплекса по реализации государственной политики в сфере навигационной деятельности НП «ГЛОНАСС», к.т.н., заслуженного метролога РФ "Аппаратура спутниковой навигации: оценка соответствия". Приводим фрагмент. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке
Последние годы характеризуются широкомасштабным внедрением спутниковых навигационных технологий и аппаратуры спутниковой навигации практически во всех областях деятельности. Обязательность применения аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS при осуществлении соответствующих видов транспортной деятельности, включая наличие обязательных требований Аппаратура спутниковой навигации: оценка соответствияк самой аппаратуре, поставили в разряд весьма актуальных проблему установления форм оценки ее соответствия установленным требованиям. Однако решение этой проблемы зачастую бывает сопряжено с определенными трудностями. Анализу ряда аспектов данной проблемы посвящена эта статья.
Наиболее массовое применение аппаратуры спутниковой навигации наблюдается в транспортном комплексе и, особенно, на наземном транспорте. Навигационные устройства, устанавливаемые на автомобили разного класса, широко используются в системах мониторинга и диспетчеризации перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов. Предусматривается применение этой аппаратуры в системе экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС), а также в системе взимания платы за проезд по автодорогам федерального значения большегрузного транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Навигационные устройства используются также в системах контроля режимов труда и отдыха водителей (системы тахографического контроля); страховой телематики («умное» страхование) и др.
В значительной степени навигационный бум на транспорте обусловлен тем, что довольно существенная часть рынка транспортных перевозок, базирующихся на использовании аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, стала государственно регулируемой. Так, в вышедшем в 2008 году постановлении правительства РФ N641 были определены виды транспортных средств, подлежащих обязательному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Впоследствии обязательность оснащения транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС при осуществлении перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов де-юре была закреплена Федеральным законом «О навигационной деятельности».
Очень приятно, что в космической промышленности еще сохранились грамотные метрологи. Сертификация в качестве "типа средства измерения" комплекса "ГЛОНАСС" это, по моим сведениям,первый случай и великое достижение для нашей страны. Ни один космический комплекс ДЗЗ не сертифицируется в качестве средства измерения. Зачем планируется запустить к 2025г.на орбиту 27 спутников, если с их помощью нельзя будет ничего измерить.
О каких измерениях вертикальных профилей температуры. влажности, концентрации МГК, ветра с российских спутников мы фантазируем?
Интересно,какова цель создания перспективных метеорологических КК "Метеор-МП", если они не будут сертифицированы в качестве "типа средства измерения" характеристик атмосферы? Сегодня в ТЗ на эти проекты нет даже требований к допустимой погрешности измерения таких характеристик. Это безграмотность участников проекта, или осознанное решения для организации финансирования многолетнего процесса "кормления" из бюджета?