КоммерсатЪ: от Роскосмоса отстыкуют промышленность
На сайте "КоммерсантЪ" опубликована статья И.Сафронова "От Роскосмоса отстыкуют промышленность". В ней рассказывается о создании Объединенной ракетно-космической корпорации. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
4 сентября правительство должно рассмотреть проект реформирования ракетно-космической промышленности РФ. Основную часть предприятий Федерального космического агентства (Роскосмос) предложено передать в специально создаваемое ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация" (ОРКК). Таким образом, за агентством оставят в основном функции госзаказчика и координатора космической политики РФ. Как заявил "Ъ" вице-премьер Дмитрий Рогозин, до конца сентября проект президентского указа планируется отправить в Кремль. Уверенности, что такой вариант реформы устроит президента Владимира Путина, нет, утверждают источники "Ъ".
Из проекта реформы, имеющегося в распоряжении "Ъ", следует, что Роскосмос планируется фактически разделить на две части. Агентство как таковое будет продолжать исполнять функции госзаказчика и формировать госполитику в космической сфере. Большинство же предприятий отрасли будет объединено в ОРКК, которая таким образом возьмет на себя функции генподрядчика и сосредоточится на исполнении госзаказа.
Создавать ОРКК предлагается на базе Научно-исследовательского института космического приборостроения. Всего в состав корпорации планируется включить восемь холдингов созданных на базе крупнейших предприятий отрасли (см. рисунок). Так, ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) будет отвечать за разработку и изготовление космических аппаратов связи и навигации, получив в управление девять специализированных компаний. Научно-производственная корпорация (НПК) "Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы" сконцентрируется на разработке и изготовлении метеорологических аппаратов и электромеханике (для этого ей передадут еще пять компаний). ОАО "Российские космические системы" и пять подконтрольных ей компаний будут отвечать за разработку и изготовление наземного автоматизированного комплекса управления. В НПК "Системы прецизионного приборостроения" будут переданы 106-й экспериментальный оптико-механический завод Минобороны РФ и Научно-инженерный центр Электротехнического университета (Минобрнауки). Причем на первом этапе эта корпорация будет замыкаться на ОРКК, а в дальнейшем ее включат в состав ИСС.
Ракетно-космическая корпорация "Энергия" передаст в ОРКК 38,22% своих акций и будет по-прежнему заниматься разработкой и изготовлением космических кораблей и орбитальных станций (а также аппаратов иного назначения). Три ФГУПа — Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева (разработка и изготовление ракет-носителей, орбитальных станций), Научно-производственный центр автоматики и приборостроения (разработка бортовых средств управления для ракетно-космической техники) и Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" (разработка, изготовление ракет-носителей и аппаратов) — для того, чтобы также быть включены в ОРКК на правах субхолдингов, будут акционированы. При этом к ГКНПЦ им. Хруничева отойдут две крупнейшие "фирмы" по производству ракетных двигателей — пермский "Протон-ПМ" и воронежское Конструкторское бюро химавтоматики, а к "ЦСКБ-Прогресс" — НИИ командных приборов и НПО автоматики.
Из проекта следует, что еще 15 предприятий — восемь АО и семь ФГУПов — первоначально будут замыкаться на ОРКК непосредственно. Эти ФГУПы также будут акционированы, после чего некоторые из них передадут в холдинги. Так, например, ОКБ "Факел", проектирующее электрические ракетные двигатели и двигатели малой тяги, планируется передать в те же ИСС.
Отметим, что вся военная составляющая отрасли (заказчиком для которой выступал не Роскосмос, а Минобороны) передаваться в ОРКК не будет, а останется в ведении агентства. Это корпорация "Комета" (разработка приборов и агрегатов систем космического спецназначения), корпорация СПУ-ЦКБ ТМ (командные пункты и системы предстартовой подготовки ракет), а также корпорация "Московский институт теплотехники" и ОАО "Государственный ракетный центр им. Макеева" (головные разработчики баллистических ракет наземного и морского базирования).
В составе Роскосмоса планируется оставить еще 12 организаций, девять из которых — в ранге госучреждений. Это Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, НИИ "Центр подготовки космонавтов им. Гагарина" и ФГУП "Центр "Звездный"" (отвечает за эксплуатацию фондов для служебной деятельности Роскосмоса), а также организация "Агат" (экономические исследования в интересах Роскосмоса), Центр эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (обеспечивает работу космодромов), дирекция космодрома "Восточный" (управление строительством), научно-технический центр "Охрана" и НПО "Техномаш" (головное по технологической политике). К ним присоединится и ОАО "Главкосмос", координирующее работы в интересах гражданского космоса. Еще два учреждения — "Центр Келдыша" (ракетное двигателестроение) и Научно-исследовательский центр ракетно-космической промышленности (экспериментальная база) — включат в состав Роскосмоса после акционирования, отмечается в документе.
3 сентября Дмитрий Рогозин заявил "Ъ", что по результатам сегодняшнего обсуждения в правительстве в Кремль должен быть направлен (до конца сентября) проект указа президента "Об открытом акционерном обществе "Объединенная ракетно-космическая корпорация"".
Этот вариант реформы отрасли сильно отличается от того, который изначально предлагал руководитель космического ведомства Владимир Поповкин. Он, напомним, высказывался за создание госкорпорации наподобие "Росатома", в которой бы совмещались функции заказчика и исполнителя. Дмитрий Рогозин и привлеченные эксперты "Открытого правительства" во главе с Михаилом Абызовым критически отнеслись к этой идее (см. справку). Судьба госкорпорации решалась на закрытом совещании, которое состоялось 11 июня этого года в Кремле при участии президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева.
Как стало известно "Ъ" из источников в администрации президента, за несколько дней до этого господин Путин, ознакомившись с вариантом преобразования космического агентства в госкорпорацию, поставил на проекте резолюцию, согласно которой главе кремлевской администрации Сергею Иванову поручалось проконтролировать процесс подготовки документов для составления указа президента "О создании госкорпорации "Роскосмос"". Однако, по словам источника "Ъ" в Кремле, в процесс вмешался Дмитрий Медведев, убедивший президента в необходимости проведения совещания с привлечением всех заинтересованных ведомств. "Владимир Владимирович после личного разговора с премьером согласился",— добавил он.
По сведениям "Ъ", 11 июня в Кремле вместе с президентом и премьером собрались, в частности, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр обороны Сергей Шойгу, Владимир Поповкин, Дмитрий Рогозин и тогдашний глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. После обсуждения проекта, господин Путин, по словам собеседника "Ъ", попросил присутствующих высказаться за или против создания госкорпорации. "В начале совещания сопротивлялся Белоусов, но в конце и он изменил свою точку зрения,— говорит источник "Ъ".— Шойгу, Мантуров, Поповкин — практически все присутствовавшие проголосовали за создание госкорпорации". По его словам, единственным из присутствующих, кто в резкой форме раскритиковал идею, был Дмитрий Медведев.
Итогом совещания вопреки ожиданиям большинства его участников стало не создание госкорпорации, а появление комиссии по структурированию системы ракетно-космической отрасли под председательством Дмитрия Рогозина, состав которой был утвержден Владимиром Путиным 26 июня. А уже 2 июля неудачей завершился пуск ракеты-носителя "Протон-М" с тремя аппаратами ГЛОНАСС-М. В тот же день вице-премьер объявил о начале реформы отрасли, проект которой и будет сегодня рассмотрен.
Впрочем, по словам собеседников "Ъ" в Кремле, уверенности в том, что проект удовлетворит Владимира Путина, нет. "Неоднократно случалось, что президент не только отправлял какие-то документы на доработку, но и вовсе заставлял переделывать заново, в принципиально ином ключе",— говорит один из кремлевских чиновник.
Без разработки стратегии космической деятельности и переработки ФКП-25, в части исключения из нее проектов не имеющих перспективы и дополнения ее проектами создания современных КА, никакие структурные преобразования не изменят бессмысленную национальную космическую деятельность. Эта реформа только закрепит наше положение во втором десятке ведущих космических держав.