На сайте Русского географического общества опубликована статья "Карта как зеркало истории". В ней рассказывается о географических картах. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Географические карты не просто помогают нам добраться от пункта А до пункта Б. Они могут служить инструментом политики и моментальным снимком истории, могут отражать страхи и предубеждения своей эпохи, утверждает английский историк Джерри Броттон.
Что такое географическая карта? Ее основная задача – максимально точно, совершенно объективно отобразить тот или иной участок земной поверхности. Это, разумеется, основной принцип картографии.
Любая карта – это всего лишь частичный, выборочный снимок земной поверхности. Но эта мысль – заметьте – совершенно невыносима для большинства людей. Для всех тех, кто пользуется картами ежедневно – будь то спутниковая навигация, онлайн-картография, приложение на мобильнике или даже старая добрая бумажная карта.
Ибо почти бессознательно мы надеемся на то, что карты помогут нам двигаться и владеть пространством, быть хозяином положения и мира вокруг – изучаем ли мы путеводитель по стране, в которой предполагаем провести ближайший отпуск, или просто смотрим самую короткую дорогу к ближайшему автосервису. Карта дарует нам ощущение безопасности, представление о том, что большой, почти необъятный мир – вполне себе управляемая штука.
Век за веком карты представляли собой куда более интересную вещь, нежели простое отображение окружающего мира: каждое общество, каждая страна пыталась создать свою карту мира, определявшую и отражавшую его надежды и страхи, предубеждения и веру.
Разные культуры рисовали принципиально разные картины мира. Ни одна из них не должна быть названа верной или неверной; все они – лишь отражения культурных представлений. Помните анекдот про глобус Украины времен распада СССР?
А вот пример из реальной истории. Одна из первых дошедших до нас карт Китая под названием Юйцзиту была изготовлена в 1136 году. Китайские мастера вырезали ее на камне и установили в школьном дворе – чтобы школяры учили по ней китайскую географию и историю. Даже сегодня она выглядит удивительно современной и точной: очертания Китая достаточно ясны; на карту даже нанесена сетка, показывающая широту, долготу и масштаб.
Однако стоит приглядеться - и на Юйцзиту сразу обнаруживаются весьма грубые ошибки. Русло реки Хуанхэ нарисовано неправильно, а другая река – Хэйшуй – вообще не отражена, как будто никогда и не существовала. Дело в том, что эта река не была упомянута в книге "Юйгун" – истории мифического китайского правителя по имени Юй, который в XXI веке до нашей эры спас страну от потопа, подобного библейскому. Собственно, название карты – Юйцзиту – переводится как "Карта путей Юя".
Китайские картографы сознательно допустили ошибку, поскольку эта карта призвана следовать тексту легенды. Даже при том, что авторы знали, что текст этот неточен. Географический реализм уступает здесь пальму первенства мифу об основании Китая, который для учеников и учителей был куда более важным, чем точность передачи какого-то речного русла. Особенно, учитывая тот факт, что большинство людей, смотревших на эту карту, все равно никогда до этой реки не добрались бы.
Примерно в ту же эпоху христианские и мусульманские ученые создавали свои карты мира, сильно отличавшиеся друг от друга. Они тоже скорее подстраивались под определенные теологические установки, чем под необходимость создавать точную картину.
В то время, когда была изготовлена Юйцзиту, мусульманский картограф Мухаммад Идриси работал над собственной картой мира. Жил он в то время на на Сицилии. И его карта получилась с югом наверху, поскольку для Идриси символическим центром мира была Мекка и весь Аравийский полуостров.
Чуть больше, чем через столетие, христианские карты – например, карта мира, хранящаяся сейчас в соборе английского города Херефорд, – поворачивали мир на 90 градусов: наверху, таким образом, оказывался восток. В центре херефордской карты находится священный город Иерусалим, а сверху - райский сад Эдем.
Обе упомянутые карты призывают думать не о том, как быстрее добраться в соседний город, а о высоких материях – о той жизни, которая последует за земной. Тем не менее, хотя изображения на обеих картах разнятся, каждая выглядит вполне разумной с точки зрения географии.
Первая печатная карта Европы, на которой обозначена Россия с городами Псковом и Новгородом, была помещена в книге «Нюрнбергская хроника всего света» Г. Шеделя, выпущенной в свет в 1493 году. Книга была напечатана в одной из крупнейших типографий в городе Нюрнберге, владельцем ее был Антон Кобергер.
Первая общая карта русской земли была составлена в 70-х годах XVI века. Называлась она «Большой чертеж». Карта составлялась в разрядном приказе, ведавшем военными делами государства. Размер карты — 3x3 аршина, масштаб — 75 верст в одном вершке. «Большой чертеж» до нашего времени не сохранился.
Первая печатная Генеральная карта Российской империи была издана в 1734 году русским географом и картографом Иваном Кирилловым.