Радионов Г. (ESRI CIS): пространственные данные — не все у нас плохо
На сайте газеты "Ведомости" опубликована статья Г. Радионова директора департамента консалтинга и корпоративных проектов ESRI CIS "Пространственные данные: Не все у нас плохо". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Хотелось бы предостеречь от такого безудержного пессимизма в отношении ужасной ситуации, сложившейся в России с пространственными данными <...> Не все у нас плохо. Жизнь продолжается. Отсутствие открытых данных совершенно не останавливает развитие рынка: рынок существует, рынок развивается — ну пусть под каким-то гнетом, давлением. Возможно, все было бы лучше, если бы условия были более либеральными. Когда мы заводим речь об открытых либо закрытых данных, то всегда перед глазами две экстремальные позиции. Одна — ныне декларируемая фактически Минобороны: если не тотальная закрытость, то серьезные ограничения оборота данных. Вторая — оборот пространственных данных без каких-либо ограничений. Это, скорее, даже не верхушка айсберга, а два сугроба на верхушке айсберга. Поскольку реальный бизнес, реальная жизнь, в которой создаются пространственные данные, формируются экономические взаимоотношения, продаются, покупаются, устанавливаются лицензии на те или иные виды данных и продуктов, — они гораздо более разнообразны, не укладываются в такую бинарную схему: закрыто/открыто.
В чем мы действительно отстаем? Мы потеряли темпы в развитии. Проект изменений в закон о геодезии и картографии два года находится на рассмотрении, обсуждении. А ведь фактически восемь лет как сформирована концепция развития инфраструктуры пространственных данных, сформированы базовые принципы в концепции развития отрасли. Они обсуждены, согласованы всем профессиональным сообществом и основными потребителями. Но темпы, на наш взгляд, потеряны. И в последнее время даже намечается некоторый откат, связанный с ужесточением, вернее, с отказом либерализовать оборот данных, находившихся раньше в ограничениях по тем или иным видам: по секретности, конфиденциальности и т. д.
На этом фоне Минэкономразвития заказало и реализовало проект (он был включен в госпрограмму «Информационное общество») геопортала инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, который был реализован два года назад, находился достаточно долго в опытной эксплуатации. И сейчас, как недавно сказал в одном из интервью [замруководителя Росреестра] Сергей Сапельников, технологически и технически инфраструктура к работе готова. Но недостает именно тех нормативных регламентирующих положений, которые позволили бы ее запустить более интенсивно в реальной жизни. Что интересно в проекте? Проект строился с учетом лучшего международного опыта. Рассмотрели разные схемы построения национальных SDI (Spatial Data Infrastructure, инфраструктура пространственных данных): американскую, китайскую, европейскую. Европейская оказалась ближе, с перспективой того, что придется с ними рано или поздно взаимодействовать.
Важное замечание: что такое инфраструктура пространственных данных? В первую очередь это среда, позволяющая устраивать обмены между двумя рыночными областями. Одной областью, которая занимается созданием данных, и второй, которая так или иначе использует данные. Инфраструктура предназначена для того, чтобы в максимальной степени обеспечить комфортное взаимодействие поставщиков и потребителей информации, с точки зрения как оповещения о наличии той или иной информации, так и организации доступа данных.
Необходимо обеспечить доступность данных. Причем не просто доступность в традиционном смысле. Сергей Алексеевич [Сапельников] упомянул наш опыт. Первый сет данных мы получали шесть месяцев по новому приказу, второй — как бы уже явный прогресс — четыре месяца. Надеемся, что дальше пойдет все быстрее и лучше. Важны даже не просто доступ и доступность. Важны наиболее эффективные быстрые механизмы, которые обеспечат доступ к материалам. Отмечу, что доступность понимается в терминах открытого сообщества, с понятными ограничениями по использованию, которые фиксируются в разных видах лицензий; при этом оперативно, достоверно, с гарантиями оказания услуг и сервиса.
Скажу об одном важном моменте при организации инфраструктуры. Понятно, что отношения «поставщик — потребитель» могут быть как прямыми (рыночные, внерыночные либо рынок государственных услуг, заказов, госзаказов), так и осуществляться через некую промежуточную площадку. Такая площадка должна собрать интересы поставщиков разного вида (государственных, частных, корпоративных) и потребителей. Она должна являться общей точкой сбора метаинформации, метаданных, имеющихся на территории страны пространственных данных и должна иметь условия для использования этих данных. Вот это, собственно, основное назначение инфраструктуры и геопортала, который реализует эти функции. Понятно, что отношения очень разнообразные. Выделили несколько ведущих ролей, которые позволяют выделить группы, занимающиеся созданием данных; группы действующих лиц, которые обладают имущественными и интеллектуальными правами на данные; кто обеспечивает права, единое операторство данных; уполномоченные органы, которые формируют требования, стандарты, регламенты, показатели качества к данным.
Ну очень кратко о контексте, в котором все это развивается. Перво-наперво понятие пространственных данных никак нормативно не закреплено. Они вводятся в новую редакцию закона о геодезии и картографии, даже вводятся в титул закона, он расширяется: «О геодезии, картографии и пространственных данных». В этом случае можно речь вести уже не о продукции, регулируемой авторским либо каким-то другим правом, а о дата-сетах, на которые можно распространять те обязательства, о которых говорил Иван [Бегтин]: и то, что они созданы за счет средств налогоплательщиков, и то, что это сведения из базовых информационных ресурсов, которые государство обязано предоставлять.
Копирайт и имущественные права <...> Картографические материалы и наиболее интересные, находящиеся в наиболее интенсивном обороте пространственные данные и кадастровые данные предоставляются за плату. Это концептуальное положение, которое отражено в федеральных законах. Более того, материалы не продаются, а предоставляются на время на определенные цели с каким-то набором лицензионных ограничений. Это ограничивает возможности распространения платных сервисов — по территории, по времени использования, по объему скачиваемых материалов. С этим мы сейчас сталкиваемся при обсуждении проектов создания систем доступа к информресурсам.
Что хотелось бы — чтобы было и что, мы надеемся, будет реализовано: формирование и нормативное закрепление понятия пространственных данных. Кстати, из существенного: в Гражданском кодексе нет понятия открытых лицензий.
По проекту новой версии федерального закона очень интересное разделение базовых пространственных данных и топографических данных. Базовые пространственные данные — это фактически географическая реализация сведений из базовых информационных реестров, а топография — это базовая карта, предоставляемая в форме изображения фона, на котором разворачиваются зарегистрированные, внесенные в реестр, прошедшие процедуру юридической легитимизации объекты. Собственно, чего не хватает? Два года не удается провести работу по разработке модели и стандартов пространственных данных, именно с мотивировкой, с тем, что понятие о пространственных данных отсутствует в федеральном законодательстве, федеральные деньги на это тратить нельзя.