Бегтин И. (НП «Информационная культура»): пространственные данные — надо открываться
На сайте газеты "Ведомости" опубликовано мнение И. Бегтина генерального директора НП «Информационная культура» об открытых данных. Полностью материал доступен по ссылке
Открытые данные (при правильном определении) де-факто декларируют то, что они являются бесплатными для некоммерческого и коммерческого использования, они свободны в распространении и любой желающий может их потом продавать — как сами данные, так и продукты на их основе. Существенное значение имеет раскрытие этой информации в первую очередь государством. Именно в этой сфере лежат все ключевые примеры по экономическому эффекту от раскрытия информации. Есть пример Дании — помимо раскрытия непосредственно спутниковых снимков они раскрыли адресный реестр, и у них есть экономические оценки по эффекту от раскрытия этого реестра. США: там на уровне штатов, на уровне отдельных городов раскрываются геоданные с детализацией до кварталов по городам, с детализацией до избирательных округов по их административному делению и структуре.
От раскрытия геоданных есть прямой экономический эффект и есть много косвенных. Прямой — это в первую очередь рост капитализации компаний на основе собственного использования геоданных: конкретные продукты, их доля на рынке — есть определенные методики оценки. Это довольно-таки большие объемы. Но совершенно огромный, трудноизмеримый и тем не менее действительно невероятный косвенный эффект. Колоссальное количество коммерческих и общественных проектов создается именно за счет того, что в них присутствуют открытые данные как раз по геоинформации и их можно использовать.
В России сложнее. Почему не ведется обучение чиновников, которые должны за это отвечать? Ни в профильных ведомствах, ни в Росреестре. Найти карты избирательных округов — это какая-то фантастика. Я никогда не видел их нанесенными на геокарты… А как красиво, когда, например, в Германии или Британии идут выборы: там просто можно раскрасить карты разным образом — кто где выиграл, процент депутатов от разных партий и т. д.
Мы сейчас, например, стали собирать информацию по муниципалитетам, для того чтобы нам ее накладывать на карту. Нам нужны продукты, которые позволяли ли бы эту информацию на картах наглядно показать. Есть различные flash-решения, HTML5-решения — множество свободных продуктов. Они [муниципалитеты] все используют что? Они все используют существующий без их участия [краудсорсинговый] ОSМ (OpenStreetMap).
Но все равно придется данные открывать. И даже если очень не хочется, есть две причины. Первое: эти данные создаются на деньги налогоплательщиков. Вторая причина в том, что, если их не открыть, через некоторое время критическая масса краудсорсинговых данных станет такой, что встанет вопрос: а зачем вообще вы существуете? Когда, например, Москва запускала свой атлас, публичная риторика звучала примерно так: «Зачем, когда есть “Яндекс-карты”, Google-карты. Это деньги, потраченные впустую». (Специалисты могут меня поправить: на самом деле, может быть, это и нужно и там [в «Яндексе», в Google] есть определенные искажения.) Другой разговор, когда вы данные создаете, а потом раскрываете и говорите: «Вот это более качественные данные».
В завершение скажу, что открытые данные как идеология — это уже состоявшийся тренд в мире, это становится трендом в России. То есть порталы открытых данных появляются уже не только на федеральном уровне, на уровне министерств и на уровне субъектов — они появляются на уровне городов. Есть отдел по открытым данным в Южно-Сахалинске, в Краснодаре, есть наработки в нескольких других городах. Я общаюсь с их руководством — они говорят, что готовы в первую очередь раскрывать данные, имеющие геопривязку. Но эти данные все еще публикуются в форматах, не сильно пригодных для быстрого наложения на карты. Все равно придется их систематизировать в конце концов <...>
Если будет информация хотя бы по городам-миллионникам или хотя бы по городам с населением от 500 000 — это уже будет серьезное достижение. Но, безусловно, открытые данные должны быть на всех уровнях.
Мы сейчас ведем общественный портал, где собираем открытые данные. В том числе мы там инвентаризируем все системы в субъектах. То есть у них там, например, не описывают все свои сервисы IP, а мы их находим. Если видим, что висит какой-нибудь веб-сервис неописанный — мы его описываем: ага, тут есть кусок публично доступных данных. Но, с другой стороны, официально юридически открытыми данными это не является, открытой лицензией. И коммерческое использование их может быть ограничено. Поэтому я думаю, что в рамках в том числе и Совета по открытым данным будем проводить системную работу: чтобы геоданных было много и они были бы со свободными лицензиями. Я, конечно, надеюсь, что хоть какие-то данные Росреестра будут под открытыми лицензиями. Нам их очень не хватает.