Суханов Ю. (ООО «Атлас Принт»): изготовление карт — это кропотливая работа
На сайте "segment.ru" размещено интервью с Ю. Сухановым, генеральным директором картографического предприятия ООО «Атлас Принт». Публикуем фрагмент. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Что представляет собой Ваше производство?
— Это коллектив профессионалов — картографов с большим опытом. Само изготовление карт - это кропотливая работа по компьютерному составлению и подготовке карт к изданию, в том числе, редакционные работы, печать на широкоформатных плоттерах для контроля, согласование в государственных органах, печать в различных типографиях. Кроме того, мы печатаем, ламинируем, монтируем на жесткую основу и оформляем настенные карты в металлический или деревянный багет.
— Насколько острой сегодня является конкуренция на картографическом рынке? Сколько в этой сфере основных игроков, и в чем выражается конкуренция (цена, качество, скорость доставки, сокращение издержек)?
— К настоящему времени рынок печатной картографической продукции является достаточно зрелым, сложившимся рынком, поэтому конкуренция на нем весьма острая, хотя количество основных игроков федерального значения небольшое. Основное конкурентное преимущество — это актуальность и достоверность информации, качество полиграфии и дизайн. Разумные цены и аккуратность поставок тоже играют свою роль.
— Несколько вопросов собственно о картографии. Совсем до недавнего времени в России была картографическая монополия государства. С 2013 года этот рынок стал свободным. Владимир Путин заявил, что карты должны быть доступны всем и быть в хорошем качестве. Сегодня, в свободном рынке, насколько это облегчило жизнь отрасли? Или, наоборот, усложнило?
— Монополия государства на производство картографической продукции закончилась в 90-е годы. Другое дело, что сохраняется необходимость заключения лицензионных договоров на географическую основу (иначе говоря, за информацию о том, что Волга впадает в Каспийское море).
— Очень интересна история эволюции картографического направления в нашей стране. Точные географические карты долгое время были едва ли не самой охраняемой советской тайной, а затем и российской. Обладатели карт (если они не были военными или чекистами) зачастую становились врагами государства. В советское время, и до и после того, как над Европой, по выражению Черчилля, опустился железный занавес, карты в СССР являлись предметом государственной тайны. Чтобы запутать внешних и внутренних врагов, картографы искажали карты, предназначенные для свободного пользования. Сегодня существует огромное количество карт, как в Интернете, так и в натуре. Но есть ли для картографов какие-либо ограничения при изготовления карт, какие-то государственные запреты? Чего они касаются?
— В сравнении с советским периодом, в последние годы ограничений при производстве карт стало значительно меньше. В частности, карты городов с застройкой (с каждым домом и его номером) стало возможно публиковать только во второй половине 90-х годов. В настоящее время сохраняются ограничения на отображение определенного перечня объектов и характеристик местности, точной координатной привязки.
— История с отношением государства к картам в СССР показывает, насколько серьезной была эта тема. Закрытость работы Высшего геодезического управления, учрежденного в 1919 году, которое уже в середине 1920-х годов оказывается под контролем НКВД, долго не позволяли обнародовать достижения отечественной картографии. Наоборот, принимались меры по затемнению истинных картографических данных вплоть до смещения координат. Это установленный факт. Известно, что в СССР на картах Москвы и Ленинграда отсутствовало 40% улиц и переулков. А на топографических картах обозначались только главные дороги. Насколько сегодняшние карты соответствуют действительности?
— Никто не купит сейчас карту, где не хватает улиц и переулков. На качество и достоверность современных карт влияет, в основном, оперативность и добросовестность выполнения работ по их обновлению. Эта задача непростая, учитывая подробность сегодняшних карт, и, соответственно, объем и скорость изменения отображаемой информации.
— Государство всегда считало своей прерогативой контроль над картографической отраслью. Насколько сегодня оно вмешивается в работу картографов? Вот, например, не так давно Федеральное агентство «Роскартография» стало стратегическим партнером государства для решения задач в сфере картографии и геодезии. В 2012 году Дмитрий Медведев определил эту организацию единственным исполнителем госзаказов, размещаемых «Росреестром» в части геодезических и картографических работ. По сути, агентство стало единственным правообладателем всех географических карт России?
— Правами на географическую основу карт России обладает государство в лице «Росреестра». Все частные и государственные предприятия, выпускающие картографическую продукцию, обладают авторскими правами на свои карты и атласы, которые являются, так нызываемыми, производными произведениями (согласно норм авторского права). Поскольку априори считается, что все карты и атласы создаются с использованием государственной географической основы. «Роскартография» в настоящее время существует в форме ОАО и является участником рынка. Госзаказы, размещаемые «Росреестром», - это не самая большая часть всех картографических работ в России. «Роскартография» будет выполнять работы по созданию и обновлению государственных топографических карт для решения общегосударственных, оборонных и иных задач, а также делимитации, демаркации и проверке государственной границы. Удовлетворять потребности широкого круга потребителей картографической продукции будут, в любом случае, частные компании.
— Поскольку картография долго была секретной сферой, то компании, занимающиеся бизнесом в пограничных областях, должны были получать лицензии. В последнее время к этому подключились и коммерческие компании. Но, кроме Google или Яндекс мало кто может позволить себе самостоятельно заниматься картографией. А как обычные картографические компании существуют на этом рынке, «Атлас Принт», в частности?
— Со дня своего основания, то есть до появления Яндекс и Google, «Атлас Принт» занимается именно картографией, и ничем другим. Мы выпускаем, в том числе, атласы и карты России, Европы, мира и так далее. Эта картографическая деятельность до сих пор подлежит лицензированию. «Атлас Принт» имеет государственную лицензию «на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.
— Относительно недавно появилась цифровая картография. Сегодня все пользуются картографическими приложениями в телефонах. Мы используем картографические поисковики Яндекс и Google, а в путешествия берем навигаторы, а не атласы. Насколько сильно влияет на бумажный картографический бизнес развитие бизнеса электронных карт? Ощущается ли это на продажах?
— Безусловно, развитие цифровой картографии влияет на рынок бумажных картографических изданий. В основном это касается автомобильных атласов и складных карт. Причем снижение продаж происходит даже на рынке навигаторов. Карты перекочевали в смартфоны. Многим потребителям достаточно одного универсального устройства. Тем не менее, многие потребители навигаторов и смартфонов приобретают атласы и карты автодорог. Карты дают более общее представление о предстоящем маршруте, и вообще, территории. В них не может разрядиться аккумулятор, да и прокладывание маршрута по карте — это полезная гимнастика для ума. Ведь как говорят английские исследователи, постоянное использование навигационных устройств и бездумное выполнение команд приводит к снижению интеллектуального уровня водителя.
В то же время, рынок настенных карт для дома и офиса практически не ощутил какого-либо влияния цифровых карт и Интернета. Настенные карты по-прежнему остаются наглядным носителем географической информации и стильным предметом интерьера.
— Насколько тесно картографы объединили усилия с разработчиками навигационного ПО и навигационных систем, других картографических сервисов?
— При подготовке карт к изданию и создании навигационных карт используются во многом разные технологии. Поэтому ведущие производители навигационных и Интернет-сервисов создали свои картографические подразделения.
— В послевоенный период все общедоступные карты печатались в масштабе 1:2 500 000, то есть в 1 сантиметре было 25 километров. Да и то вносились намеренные искажения…Каков сегодня самый большой масштаб карт, допустимый для свободного хождения, масштаб, разрешенный государством?
— В настоящее время существует методика создания карт любых масштабов, не имеющих грифа секретности и предназначенных для открытого пользования. Главное, чтобы такая карта не содержала определенных объектов или их характеристик, запрещенных к показу. То есть мост на карте показать можно, но нельзя показать, какого веса танк может по нему пройти.
— Какие карты заказывают сегодня в офисы, какие масштабы и способы изготовления?
— Масштабы карт зависят от их территориального охвата. В офисы заказывают настенные карты Мира, России, Европы, Москвы, Московской области на русском и английском языках. В последнее время большой интерес вызывают карты «Новой Москвы». Все зависит от деятельности компании, от ее планов и амбиций. Например, хорошим спросом пользуются карты железных дорог России и сопредельных государств, транспорта России. Оформление тоже очень разное. Металлический багет для офисов в стиле «high-tech”, деревянный багет разных оттенков — для более традиционных кабинетов. Часто компании заказывают эксклюзивные настенные карты: выполненные в фирменном цветовом решении, с филиалами и логотипом компании, с подсветкой объектов и так далее.
— Напоследок расскажите непосредственно о технологии изготовления карт. Откуда вы берете исходные макеты?
— Исходные материалы в виде бумажных карт мы получили в первые годы работы нашей компании по договору у тогдашней «Роскартографии». Используя современные компьютерные технологии составления, подготовки карт к изданию и дизайна, наши специалисты создали полностью обновленные карты-основы для издания наших атласов и карт. С тех пор прошло немало лет. Все эти годы наши картографы-редакторы занимаются сбором и анализом разнообразной информации, редактированием и внесением изменений в файлы карт. Это информация об изменении организации дорожного движения, строительстве домов, дорожных развязок и станций метро, открытии новых автомобильных и железных дорог, изменении административных и государственных границ. Приходится работать со многими источниками информации, мы сотрудничаем с московским ГИБДД, Мосгортрансом, управами и префектурами, «Росреестром». Даже мелкомасштабные карты мира требуют постоянного внимания и обновления: то изменилось количество жителей в городах Индии и Китая, то вернулись старые индейские названия поселков в Канаде, то меняются часовые пояса в России.