На сайте "Ведомости" опубликована статья В. Кодачигова "Москва трехмерная". В ней рассказывается о конкурсе на создание 3D-панорам Москвы. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Конкурс правительства Москвы на создание 3D-панорам города выиграла компания IT Geo, сумма контракта составила чуть больше 30 млн руб., указано на сайте госзакупок. Съемка проведена в первую очередь для нужд мэрии Москвы, но до конца 2013 года трехмерные фотографии будут опубликованы в общедоступном электронном атласе Москвы eatlas.mos.ru, пообещал представитель департамента информационных технологий мэрии.
Трехмерные панорамы Москвы — совместный проект компаний IT Geo и HelgiLab, рассказал «Ведомостям» гендиректор IT Geo Сергей Геворков. По его словам, за три месяца партнеры отсняли в 3D 6000 км московских дорог — всю дорожную сеть старой Москвы и часть новой. Эта съемка будет регулярно обновляться.
3D-панорамы Москвы уже есть на Google Street View и «Яндекс.Картах», но мэрии для контроля за городским хозяйством они не годятся. Отличие нового проекта от Google Street View и «Яндекс.Карт» в том, что в данном случае панорамная фотосъемка совмещается с лазерным сканированием, объясняет гендиректор HelgiLab Олег Ильичев. Это позволяет привязать съемку к системе географических координат и накладывать ее на другие городские информационные системы. Например, на кадастровую карту, что позволяет выявить самозахваты территории или несанкционированное строительство в автоматизированном режиме. Система дает также возможность проводить инвентаризацию объектов, например рекламных конструкций, ларьков или дорожных знаков.
Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова не слышала о проекте московских властей. «Яндекс» не боится оттока пользователей — ежемесячная аудитория «Яндекс.Карт» превышает 23 млн, пользователи регулярно используют панорамы для уточнения маршрута, знаков на дорогах и др., говорит она. Стоимость 3D-фотографий «Яндекс» не раскрывает — по словам Мелкумовой, съемкой занимаются сторонние подрядчики.
Фото для «Яндекс.Карт» делает Neq4. 30 млн руб. за 6000 км — получается, что съемка IT Geo обходится в 5000 руб. за 1 км; у Neq4 3D-фотографирование обходится заказчику в 2-3 раза дешевле, говорит гендиректор этой компании Артем Ефремов. Но сказать, дороги ли услуги IT Geo, сложно — ведь Neq4 не занимается лазерным сканированием, добавляет он.
Себестоимость проекта IT Geo не раскрывает. Возможно, фотопанорамы обходятся Google и «Яндексу» дешевле, но они не применяют лазерное сканирование, перед ними нет задачи интеграции с другими информационными системами, отмечает Геворков. Лазерная съемка, которую ведут, к примеру, дорожно-строительные организации, может обходиться в 5-8 раз дороже, полагает он.
3D-съемка и лазерное сканирование приживаются на российском рынке — необходимое оборудование появилось, есть заинтересованность заказчиков: такие технологии — хороший инструмент для мониторинга инженерных сооружений, рассуждает заместитель гендиректора Esri Cis Сергей Щербина. В дефиците, по его словам, информационные системы, способные обрабатывать, анализировать такую съемку, сопоставлять ее с данными других систем, а также умеющие все это делать специалисты.
ООО "ГИС Технологии" входит в группу "Проект поддерживают" портала ГИС-Ассоциации
Международным дистрибьютором компании Esri на территории России и СНГ является Esri CIS Компания «ДАТА+» — официальный дистрибьютор Esri CIS на территории России и стран СНГ Компания «Совзонд» — официальный дистрибьютор Esri CIS на территории России и стран СНГ.
Только у нас в стране лазерный сканер применяют для борьбы с ларьками, самозахватом территории и расстановкой кормящих ГИБДД дорожных знаков. Во всех остальных государствах, его с умом эксплуатирующих, лазер - инструмент точного контроля геометрии конструкций.
В описанной выше технологии он абсолютно избыточен. Для контроля самозахвата территории объектами неразрешенного строительства достаточно работы беспилотника. За час коптер отрабатывает территорию в четверть Москвы. Четыре коптера стоят меньше одного лазерного сканера раз в 6. Точность пространственной модели до 2 см, которая и не снилась лазерным сканерам воздушного базирования. Скорость обработки фотограмметрии такого объема в современных средствах вычислений - сутки. Наложение на кадастровую векторную карту и выявление "нелегалов" - секунды. Процессы автоматические и не зависят от мнения или пожелания человека, размещающего съемку панорамы так, чтобы на ней "каво надо - видно, каво не надо нет". Город Москву можно проверять не только на предмет ларьков, а контролировать весь ход изменений в строительном комплексе от котлована до хода строительства, с частотой хоть раз в сутки. И это в себестоимости не сравнимо с парадно-показушными "лазерными панорамами".
Судя по заявленной стоимости, для создания полноценного современного 3Д описания города эта сумма явно занижена. А для красивого пускания пыли в глаза - неимоверно высока. При создании панорам для навигаторов и путеводителей, используются системы фотоизображений с точной геопривязкой точек съемки. Этого достаточно в современной фотограмметрии, чтобы получать и третью координату при пересечении сцен съемки. Пристегивание к этому лазерного сканирования - бессмысленно. Плановое положение вышеупомянутых ларьков и знаков контролируется и по фото. А для других задач точности таких систем довольно сомнительны. Да и не было иных задач судя по заявленному.