На сайте "Российской газеты" опубликована статья Ю.Ворониной "Маршрут задан". В ней о том, как бизнесу правильно использовать картографические сервисы и геолокацию, рассказывают эксперты "Яндекс": руководитель направления геоинформационных сервисов А. Стрелков и аналитик сервиса "Яндекс.Пробки" Л. Медников. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Недавно в картографическом сервисе "Яндекс.Карты" появилась возможность записи в различные учреждения. Какова цель этого сервиса? Как это усовершенствование может стать полезно для потребителей и компаний?
Медников: На "Яндекс.Картах" часто ищут организации. Но в некоторые организации, такие как салон, клиника или даже ресторан, нельзя приехать просто так - нужна предварительная запись. И вот тут мы как раз предлагаем пользователю удобный инструмент для записи прямо в интерфейсе "Карт".
Есть организации, которые полностью интегрированы с нашим сервисом, и на картах отображаются расписание работы и свободное время для записи. У таких организаций есть единая база, и к нам на "Карты" попадает актуальная информация. Но, к сожалению, пока не все организации интегрированы на сто процентов: у некоторых расписание недоступно, но пользователь может оставить заявку, и с ним свяжутся и обговорят желаемое время.
Помимо Москвы к этому сервису уже подключены Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск и ряд других крупных городов. Зачастую предприятия сами заинтересованы в том, чтобы информация о них отображалась на "Картах".
— Чем выгодна такая интеграция для бизнеса?
Медников: Это как десять лет назад не все понимали, зачем компании нужно иметь свой сайт. Сейчас подобных вопросов уже ни у кого не возникает. Компании нужно быть хорошо представленной там, где есть ее потенциальные клиенты.
Наиболее важная вещь, которую получают компании с помощью "Карт", - это привлечение клиентов. Это распространенный сценарий, когда люди на "Яндекс.Картах" ищут какую-то организацию. И если они нашли в своем районе салон красоты и видят, что могут туда сразу же записаться, не совершая дополнительных действий, то они это делают.
Мы облегчаем процесс заказа, соответственно, привлекаем бизнесам новых клиентов.
— Должны ли компании платить за интеграцию сервиса с "Яндекс. Картами"?
Медников: Мы работаем не напрямую с организациями. Есть стартапы, которые этим занимаются - взаимодействуют с конкретными бизнесами, подключают их к системе, агрегируют информацию. Сейчас таких агрегаторов около десяти, и мы сотрудничаем с ними, собирая на "Картах" сразу всех, с кем они работают.
Компании платят комиссию этим агрегаторам за конкретные заказы, сделанные через систему. Мы предполагаем брать комиссию с агрегаторов. Пока мы ее еще не берем.
— Благодаря мобильному приложению "Яндекс.Карты" вы наверняка знаете, что люди ищут и где они при этом находятся. Такая информация могла бы быть весьма ценной для компаний, для выстраивания их маркетинговых коммуникаций с клиентами.
Стрелков: Бизнес действительно стремится знать побольше про своих потребителей - где они бывают, что любят и чем интересуются. Но люди, как правило, не любят предоставлять о себе информацию. Поэтому мы считаем распространение персонализированной информации о предпочтениях конкретного человека неприемлемым. Всю информацию от пользователей мы получаем в обезличенном виде.
— Что представляют собой системы геоконтекстной рекламы?
Стрелков: Системы геоконтекстной рекламы снижают уровень конкуренции на рынке до приемлемого уровня. Конкурировать с 1500 парикмахерскими по всему городу нереально, но с пятью соседями по району - вполне. Порог входа в рекламу ниже, а эффективность выше, так как не нужно тратить деньги на ту аудиторию, для которой предложение неактуально. Можно показывать рекламу тем, кому интересно и актуально с точки зрения географии.
Геоконтекстная реклама - это очень многообещающая ниша. Идея очень простая: люди находятся в какой-то конкретной локации, и им можно делать предложения исходя из того, что они здесь. Но те попытки, которые сейчас предпринимаются, людей, скорее, раздражают. Push-реклама, которая приходит на смартфон или планшет, когда ты находишься в каком-то месте, вызывает негативную реакцию. Совсем другое дело - показывать геоконтекстную рекламу тем, кто сам заинтересовался услугой, которую вы оказываете. Например, пользователь сам ищет, где перекусить, и ему прямо на карте можно показать ближайшие рестораны и кафе.
В качестве удачного примера еще можно привести "Яндекс.Такси". Пользователь намеренно ищет машину, сообщая о своем местоположении. В этом случае сервис никого не раздражает, а, наоборот, делает услугу быстрее и удобнее. Но это не геосервис в чистом виде.
— Один из самых многообещающих мировых трендов - системы дополненной реальности. Как они работают? Насколько развитие этих систем возможно в России?
Стрелков: Системы дополненной реальности могут быть как игровые, так и информационные. Дополненная реальность - система, которая распознает объекты на местности и сопоставляет их с характеристиками, хранящимися в виде некой базы. Например, на дороге можно дорисовать стрелку-поворот, вписав ее в разметку, или на доме написать год его постройки или стоимость квадратного метра в нем.
Пока все эти системы носят характер экспериментальных гаджетов и технологической забавы. Они призваны поразить воображение, попробовать идею и технологии. Прикладной пользы в них пока нет. Сейчас самые популярные проекты по дополненной реальности - американские очки дополненной реальности, которые выдают информацию на стекла. Но пока эти вещи похожи на дорогие игрушки. Сложно сказать, локализуемо ли это в России. На уровне идеи все хорошо, но реальные технологии слишком сырые - медленный Интернет, слабый GPS или ограниченный заряд батареи. Все это сдерживает развитие таких технологий.
Наиболее удобными и пригодными для использования пока являются сервисы, работающие по принципу замещения, а не дополнения реальности, - то есть когда создается некая модель реальности, заточенная под решение конкретной задачи. Например, есть навигаторы с дорогами, пробками и справочником организаций. Или панорамы улиц с реальными видами города. Или "Яндекс.Маркет" с магазинами, товарами и ценами...
В ближайшем будущем, несомненно, подобные сервисы будут развиваться и улучшаться, а также интегрироваться между собой, увеличивая возможности друг друга.
ООО "ГИС Технологии" входит в группу "Проект поддерживают" портала ГИС-Ассоциации