ГИС-Ассоциация последовательно выступает за усиление роли общественных организаций в регулировании рынка и, более того, успешно реализует одно из непременных условий его существования поддержку инфраструктуры. Однако, на сегодняшний день геоинформационному сообществу страны не удалось решить даже самую простую задачу: согласовать с профильными органами государственной власти (Роскартография, Росземкадастр, Госстрой России) механизм учета профессионального общественного мнения при разработке законодательной и нормативно-правовой базы. Главная причина неудачи в современной конструкции государственной исполнительной власти, совершенно не предрасположенной к каким-либо формам общественного вмешательства в их деятельность и тем более контроля.
Последние инициативы Правительства РФ в области создания единого государственного кадастра недвижимости и разделения государственных учетных функций и рыночных функций по измерению земельных участков, зданий и сооружений (см.
http://www.gisa.ru/10366.html ), инициативы депутатского корпуса, разработавшего законопроект о саморегулируемых организациях (см.
http://www.gisa.ru/10914.html ), новый подход к техническому регулированию и стандартизации в РФ (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (см.
http://www.gisa.ru/7729.html ) делают актуальным подробное обсуждение возможности создания и направлений деятельности саморегулируемых организаций (СРО) в сфере производства и обработки пространственных данных, т.е. в сферах геодезии, картографии, землеустройства, технической инвентаризации, инженерных изысканий для строительства и геоинформатики.
Рабочая группа, созданная для исполнения поручения Правительства РФ от 10 июля 2003 . (см.
http://www.gisa.ru/10366.html ) при Минэкономразвития России по формированию единой системы учета земельных участков и других объектов недвижимости прямо определила необходимость разработки и реализации на законодательном уровне системы регулирования деятельности по описанию объектов недвижимости, базирующейся на основе:
конкурентного рынка (работы по описанию объектов недвижимости осуществляются коммерческими организациями на конкурентной основе);
четкого определения ответственности организаций по описанию объектов недвижимости (законом должен быть перечень оснований для привлечения организаций по описанию объектов недвижимости к гражданско-правовой и административной ответственности за умышленное и неумышленное нарушение соответствующих требований закона);
финансового обеспечения ответственности организаций по описанию объектов недвижимости (специалисты организаций, осуществляющих работы по описанию объектов недвижимости страхуют свою профессиональную ответственность в обязательном порядке;
профессиональной репутации организаций по описанию объектов недвижимости (организации по описанию объектов недвижимости вступают в обязательном или добровольном порядке в саморегулируемые организации).
В связи с этим ГИС-Ассоциация при поддержке Минэкономразвития России, Росземкадастра и Фонда «Институт экономики города» организуют настоящую дискуссию и предлагают всем заинтересованным лицам ответить на следующие вопросы:
1. Что должно являться предметом саморегулирования: только подготовка данных измерений на местности для единого кадастра недвижимости или более широкое поле деятельности землеустройство, инвентаризация сооружений, геодезия, инженерные изыскания, картография и геоинформатика? Каково должно быть название подобной СРО?
2. Какие государственные функции соответствующие ведомства могли бы передать подобной СРО?
3. В какой мере должен сохраниться институт государственного лицензирования в области геодезии, картографии, инженерных изысканий и космической деятельности (использование данных ДДЗ)?
4. Какой должна быть структура членства СРО (частные и юридические лица, обязательное и добровольное членство, члены-эксперты, независимые эксперты)?
5. Какие квалификационные требования должны предъявляться к будущим членам СРО и как часто необходимо их подтверждение?
6. Как должна быть обеспечена финансовая прозрачность рынка регулирования СРО?
7. Как избежать контроля над действиями СРО со стороны наиболее крупных и финансово-обеспеченных участников рынка?
8. Какой должна быть последовательность действий по созданию СРО?
Ждем Ваших ответов до 15 января 2004 г. по электронной почте:
gisa@gubkin.ru с пометкой "Саморегулируемые организации". Ваши ответы будут использованы для подготовки очной части дискуссии и для соответствующих публикаций в нашем журнале и ведения дискуссии на сайте ГИС-Ассоциации(
http://www.gisa.ru/insideregulation.html ).
Ниже приведен список потенциальных участников дискуссии, мнение которых, с нашей точки зрения, является во многом определяющим в развитии российских институтов самоуправления в сфере производства и обработки пространственных данных, т.е. деятельности в области геодезии, картографии, землеустройства, технической инвентаризации, инженерных изысканий и геоинформатики.
Руководители органов федерального управления:
Бородко Александр Викторович, руководитель Роскартографии (факс от 26.12.03);
Кислов Виктор Степанович, первый заместитель руководителя Росземкадастра ;
Шаронов Андрей Владимирович, заместитель министра экономического развития и торговли РФ ;
Шевацуков Пшимаф Аскарбиевич, заместитель председателя Госстроя России (e-mail от 24.12.03).
Представители общественных объединений, ассоциаций:
Алакоз Валерий Владимирович, президент Российской ассоциации частных землемеров;
Кушнир Леонид Григорьевич, президент РО "Стройизыскания";
Миллер Сергей Адольфович, президент ГИС-Ассоциации;
Зеленкова Нина Николаевна, президент Федеративного союза инвентаризаторов России;
Апрелев Константин Николаевич, вице-президент Российской гильдии риэлторов (факс от 26.12.03);
Киселев Сергей Валерьянович, Председатель ЦИК РоспрофБТИ
Представители негосударственных предприятий и фирм:
Трутнев Эдуард Константинович, директор направления фонда "Институт экономики города" (факс от 25.12.03);
Лазаревский Андрей Алексеевич, советник генерального директора ОМЗ (e-mail от 25.12.03);
Гершензон Владимир Евгеньевич, генеральный директор ИТЦ "СканЭкс";
Дзюба Александр Константинович, заместитель директора ЗАО «ЦКМ» (факс и e-mail от 24.12.03);
Казанцев Николай Николаевич, руководитель ЦГИ ИГ РАН;
Мельников Сергей Рафаэльевич, директор НПП "Геокосмос" (факс от 24.12.03);
Симаков Константин Петрович, заместитель генерального директора НПО «Балтрос» (Санкт-Петербург);
Маляр Анатолий Дмитриевич, директор НПФ «Недра» (Челябинск);
Притворов Андрей Петрович, генеральный директор ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»;
Сурнин Александр Федорович, директор ОГИЦ (Обнинск) (факс от 23.12.03);
Ушаков Алексей Иванович, генеральный директор «Даты+» (факс от 24.12.03);
Холодков Валентин Владимирович, директор НПК «Бюро кадастра Таганрога» (факс от 23.12.03).
Будем признательны за ответы участников дискуссии, присланные нам до 15 января 2004 г.