ГИС–Ассоциации регулярно проводит обсуждение проблемных вопросов регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений. Особенную остроту эти вопросы приобрели после утверждения Распоряжением Правительства РФ от 15.06.2010 № 982-р Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, и далее во исполнение названного Плана, в связи с принятием поправок к Градостроительному кодексу РФ, направленных на упрощение территориального планирования.
16 августа 2012 г. Правительство утвердило "дорожную карту" "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" призванную улучшить предпринимательский климат в сфере строительства, в том числе упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях осуществления строительства, начиная от стадии подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства (Об предложениях ГИС-Ассоциации в нее см.
http://gisa.ru/88586.html ). Дорожной картой определён срок принятия законопроекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» – октябрь 2012 года.
Дорожная карта содержит мероприятия, реализация которых предполагается в условиях завершающегося процесса утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования в РФ, и устанавливает сроки по подготовке документации по планировке территорий в городских округах и городских поселениях до декабря 2014 года, освоение которых запланировано до 2020 года. В документе говорится о том, что документация по планировке должна утверждаться при условии проведения публичных слушаний и соответствия решениям документов территориального зонирования и правилам землепользования и застройки.
Исходя из целей государственной политики и мероприятий по реализации дорожной карты, призванной вывести Россию на передовые позиции по инвестиционной привлекательности территорий в мировом пространстве, ключевое значение имеет названный законопроект об отмене категорий земель и преобразованию действующей системы управления территориями и недвижимостью в систему управления на основе территориального зонирования выполняемого в соответствие с документами территориального планирования.
В апреле 2012 года проект ФЗ № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (см.
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=50654-6&02 ) был направлен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.
На сегодняшний день принято решение о переносе рассмотрения законопроекта № 50654-6 на сентябрь 2012 года (см. Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2012 года (в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению), опубликованная на сайте ГД РФ 13 июля 2012 г.
http://www.duma.gov.ru/legislative/planning/primplan/ ).
По отношению к каждой территориальной зоне должен устанавливаться регламент использования земельных участков и объектов капитального строительства. В зависимости от функционального назначения регламент может быть градостроительным, сельскохозяйственным или лесохозяйственным (устанавливается в соответствие с лесным законодательством). В данном законопроекте предусмотрены положения по внесению изменений в Градостроительный кодекс в части правового регулирования деятельности по подготовке правил землепользования и застройки. Термин «градостроительное зонирование» предлагается по всему тексту кодекса заменить на «территориальное зонирование», третья часть правил (порядок принятия и внесения изменений) исключается из состава документа, остаются только карта территориального зонирования и регламенты использования земельных участков в границах территориальных зон. Следует отметить, что законопроектом не устанавливаются дополнительные, либо уточняющие положения, регламентирующие порядки установления видов и границ зон, а также порядки изменения разрешённого использования объектов недвижимости в связи с внесением изменений в правила.
Для обеспечения системного подхода и оптимизации процедур по установлению регламента и прав на использование недвижимости законопроектом предусматривается утверждение единого классификатора видов разрешённого использования. Проект классификатора, подготовленного Минэкономразвития России мы уже обсуждали на портале ГИС-Ассоциации. Практически все участники дискуссии указали на неопределённость целей и сферы применения классификатора.
Обращаем внимание, что названный законопроект определяет назначение классификатора и формулирует некоторые требования к его построению.
Предлагаем экспертному сообществу ГИС-Ассоциации изучить законопроект и представить свои замечания и предложения по его концептуальным позициям, обратив особое внимание на положения, устанавливающие требования к формированию классификатора видов разрешённого использования. В случае, если законодательно устанавливаемые требования, представляются Вам недостаточными или не верными, просим обозначить свою точку зрения и дать предложения по определению целей, задач, области применения и принципов формирования классификатора.
Представленные предложения будут опубликованы на сайте ГИС-Ассоциации, а сводное заключение после согласования проекта с экспертами приславшими свои предложения будет направлено разработчику законопроекта и проекта классификатора (Минэкономразвития России), а также в профильный комитет Государственной Думы для учёта при редактировании документа для принятия в первом чтении.
Просим всех заинтересованных лиц направить предложения в срок до 15.09.2012 г. (gisa@gubkin.ru с пометкой «законопроект № 50654-6»).
Персонально мы приглашаем для участия в обсуждении следующих экспертов:
- Амосова Ольга Викторовна, заведующая отделом муниципального градостроительного кадастра комитета по градостроительству администрации города Братска;
- Афанасьев Максим Викторович, директор Правового департамента Администрации г. Тюмени;
- Бачурина Светлана Самуиловна, Ответственный секретарь, руководитель Рабочей группы Экспертного Совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству;
-
Береговских Анна Николаевна, руководитель Группы копмпаний "Град";
- Бобылев Сергей Юрьевич, Генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская С.Ю. Бобылева», член коллегии НП «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»;
-
Борознов Александр Алексеевич, советник генерального директора, Фонд «РЖС»;
- Бочаров Михаил Владимирович, заместитель директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России;
- Бурняшева Татьяна Анатольевна, начальник Отдела линий градостроительного регулирования ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»;
- Вершинин Владимир Рудольфович, Заведующий кафедрой Правовое регулирование градостроительной деятельности Государственной Академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса при Минрегионе России, кандидат юридических наук, доцент;
- Вильнер Марк Яковлевич, Президент НП «Гильдия Градостроителей»;
- Высоковский Александр Аркадьевич, декан, профессор Национального исследовательского института Высшая школа экономики, руководитель магистерской программы «Управление пространственным развитием городов»;
-
Глезер Виталий Леонидович, руководитель проектов ФГУП «Ростехинвенитаризация»;
- Гришечкина Ирина Егоровна, Главный градостроитель ФГУП «РосНИПИ Урбанистики»;
- Дарибабина Елена Владимировна, Начальник отдела контроля за градостроительной деятельностью муниципальных образований Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
- Збитнев Владислав Анатольевич, начальник отдела информационного обеспечения градостроительной деятельности Управления строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска;
- Ивакин Андрей Иванович, Директор департамента недвижимости Минэкономразвития России;
- Комаров Павел Иванович, Директор ООО «НИЦ «Земля и Город»;
- Коротаев Владимир Прохорович, директор ЦНИИП Градостроительства РААСН;
- Косоренкова Елена Леонидовна, президент Национального агентства устойчивого развития;
- Краснов Александр Эдуардович, Директор экспертно-аналитического департамента Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС);
- Кривов Александр Сергеевич, член Общественный совет Минрегиона, директор Национального градостроительного института;
- Куксенко Юрий Евгеньевич, ведущий юрист Красноярскгражданпроекта;
- Курбатова Анна Сергеевна, заместитель генерального директора ЗАО НИиПИ Экологии города;
- Лончакова Жанна Владимировна, главный инженер Департамента градостроительного проектирования ОАО «ИРКУТСКГИПРОДОРНИИ»;
- Лявданский Владлен Эдуардович, Директор, Главный архитектор ООО «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская»;
- Мазурок Игорь Евгеньевич, заместитель руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края;
- Мехул Марина Николаевна, юрист ООО «ОКТОГОН», Самара;
- Митягин Сергей Дмитриевич, главный архитектор ОАО «НИИП Градостроительства»;
-
Николаев Сергей Николаевич, заместитель председателя комитета по строительству, начальник отдела муниципального строительного надзора Комитета по градостроительству Администрации города Братска;
- Никонов Павел Николаевич, директор бюро «Межевание городских территорий» ЗАО «Петербургский НИПИ Град»;
- Новокшонов Сергей Михайлович, заместитель начальника Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска, начальник отдела территориального планирования;
- Перелыгин Юрий Александрович, генеральный директор ООО «Институт «Ленгипрогор»;
- Поповский Игорь Викторович, директор ООО «АПМ-2002»;
- Попов Владимир Иванович, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Калужской области;
- Савко Владимир Михайлович, директор ОАО «Сибирский научно-исследовательский и проектный институт градостроительства»;
- Скатерщиков Сергей Викторович, генеральный директор ООО «НПИ «ЭНКО»;
- Созинов Олег Геннадиевич, генеральный директор ОАО «Кировгипрозем»;
- Трутнев Эдуард Константинович, директор направления «Реформы в сфере недвижимости» Фонда «Институт экономики города»;
- Трухачев Сергей Юрьевич, заместитель директора ООО «НПО «Южный градостроительный центр»;
- Филаткина Юлия Евгеньевна, Генеральный директор компании ЗемЭКО, преподаватель Московского государственного университета геодезии и картографии;
- Хуснутдинов Адель Альбертович, Генеральный директор ГУП ГТПИФ Татинвестгражданпроект;
- Чугуевская Елена Станиславовна, Директор Департамента стратегического планирования и регионального развития Минрегиона России;
- Шевченко Элеонора Арсеновна, Главный редактор ЗАО «Издательство «ЗОДЧИЙ» советник РААСН, кандидат архитектуры, заместитель директора НИИТАГ Центра УРИП;
- Щитинский Владимир Александрович, Директор ФГУП «РосНИПИ Урбанистики»;
- Юртин Владимир Юрьевич, Генеральный директор ОАО «Иркутскгражданпроект».
Так же в дискуссии поучаствовали:
-
Коварский Андрей Роальдович, землеустроитель, ООО "Братское землеустроительное предприятие";
-
Миронов Сергей Анатольевич, (ЦНИИГАиК).