С давних пор, когда ещё только обсуждался проект Градостроительного кодекса РФ в 2003 году, с большей или меньшей остротой поднимается в профессиональном сообществе тема о создании трёхуровневой информационной системы градостроительной деятельности и роли регионального уровня в сложной конструкции государственного и муниципального регулирования процессов развития территорий.
За 10 лет изменилось многое. Информационные технологии прочно вошли во все сферы государственного, муниципального и корпоративного управления. Градостроительное проектирование уже не мыслится без применения геоинформационных систем и многих других программных решений. Всё теснее становится взаимодействие органов архитектуры и градостроительства с органами, уполномоченными в сфере земельно-имущественных отношений. Открыт публичный портал Росреестра. Интернет занял место самого популярного средства массовой информации обо всём, что волнует граждан страны. Интересы к вопросам развития страны, регионов, городов и деревень растут с каждым днём. От открытости и регулируемости градостроительной деятельности зависит инвестиционная привлекательность территорий, предпринимательский климат в строительстве.
Наконец свершилось! В плане законотворческой деятельности Минрегиона России на 2013 год значится пункт о подготовке законопроекта «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части создания региональных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности)». Срок представления законопроекта в Правительство Российской Федерации – октябрь 2013 года.
За эти 10 лет стало очевидно, что основными задачами коррекции 7-ой главы Градостроительного кодекса должны стать:
- дополнение установленных действующим кодексом целей создания информационных систем обеспечения градостроительной деятельности для обеспечения исполнения государственных и муниципальных функций и предоставления услуг в электронном виде;
- создание условий для обеспечения преемственности и исключения противоречий градостроительных решений на всех уровнях территориального планирования (по вертикали и по горизонтали) и планировки территорий;
- исключение дублирования хранения градостроительной документации и других сведений, необходимых для информационного обеспечения градостроительной деятельности;
- обеспечение публичности деятельности органов власти и учёта мнений граждан при принятии градостроительных решений;
- использование информационных систем обеспечения градостроительной деятельности всех уровней в качестве инновационных аналитических инструментов для анализа комплексного развития территорий градостроительной документации и принятия управленческих решений по ее развитию.
Без решения этих задач не добиться повышения инвестиционной привлекательности территорий субъектов Российской Федерации, не устранить излишние административные барьеры, не сократить сроки по подготовке разрешительной документации.
Сделать все это можно только за счёт уточнения полномочий РФ; ИОГВ СРФ; ОМСУ ГО, МР и поселений.
За 10 лет жизни в условиях современного градостроительного законодательства во многих регионах сформировалось мнение о месте и роли региональных информационных систем градостроительной деятельности в системе государственного управления, а также о влиянии таких систем на развитие территорий в муниципальных образования. Во многих субъектах РФ информационные системы созданы и развиваются в соответствие с региональными законами или ведомственными нормативными актами.
В преддверье принятия важнейшего государственного решения законодателю необходимо изучить накопленный в России опыт и использовать лучшие практики при разработке законопроекта, призванного узаконить сложившееся профессиональное мнение о необходимости региональных информационных систем в градостроительстве.
В первую очередь, с вопросами о значении регионального уровня в информационном обеспечении градостроительной деятельности, мы обращаемся к руководителям уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обладающих практическим опытом, знаниями, накопленными успехами и промахами.
Вопрос 1.
Какой путь нужно выбрать для развития региональных систем? По аналогии с ИСОГД или ФГИС ТП? Или свой собственный? Должен ли законопроект преобразовать всю 7-ю главу в Градостроительном кодексе РФ, или не нужно «травмировать» созданные ИСОГД и ФГИС ТП, и достаточно вписать статью о региональной системе? Или информационная «линия» должна «прошить» весь кодекс и связать информационными потоками территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировку территорий на всех уровнях принятия решений, как по вертикали, так и по горизонтали?
Вопрос 2.
Кому, какая и зачем нужна региональная система? А может быть федеральный закон не нужен? И достаточно регионального регулирования?
Вопрос 3.
Какие нужно закрепить принципы при создании региональной системы? Как она должна использоваться (не должна) при взаимодействии с ОМСУ, с федеральными органами власти, с их территориальными органами, с Росреестром, с другими ведомствами?
Всем участниками дискуссии мы предлагаем оценить правильность сформулированных выше задач будущего законопроекта. Предлагайте, обосновывайте, будьте активны в выражении профессиональной позиции!
Ждем ответов на наши вопросы по адресу
gisa@gubkin.ru до 05.04.2013г.
Наиболее аргументированные и полные ответы будут опубликованы в журнале "Управление развитием территории".
Приглашаем к дискуссии всех заинтересованных коллег и персонально просим принять участие (всех, кого забыли - присоединяйтесь!):
-
Фигуренко Сергей Валерьевич, начальник управления градостроительной политики Главного управления строительства Тюменской области;
- Баранников Анатолий Иванович, заместитель министра строительства Самарской области, руководитель Департамента градостроительной деятельности;
- Мансуров Камиль Абрарович, председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре;
- Перцев Виталий Владимирович, начальник Управления архитектуры и градостроительства Белгородской области;
- Ляная Валентина Васильевна, начальник отдела геодезического контроля управления архитектуры и градостроительства;
- Еськин Анатолий Иванович, заместитель Министера строительства и ЖКХ Волгоградской области;
- Смирнова Надежда Павловна, начальник департамента строительства Министерства строительства Калининградской области;
- Таланина Лариса Алексеевна, начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области;
-
Башин Александр Владимирович, руководитель (директор) Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области;
- Марков Николай Николаевич, начальник главного управления, главный архитектор Кемеровской области;
- Тучков Владимир Васильевич, начальник управления строительства и архитектуры Липецкой области;
- Теряев Юрий Алексеевич, директор департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа;
-
Волошанская Валентина Васильевна, заместитель директора департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, начальник управления архитектуры и градостроительства;
- Стрекозин Олег Николаевич, начальник управления архитектуры и градостроительства Калужской области;
- Виноградов Аркадий Анатольевич,начальник Управления градостроительства и архитектуры Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области;
-
Туманцев Валентин Викторович, начальник отдела ГИС и геолого-геодезического обеспечения Управления градостроительства и архитектуры Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области;
- Рысин Юрий Владимирович, руководитель Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края;
-
Мазурок Игорь Евгеньевич, первый заместитель руководителя Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края;
- Полквой Андрей Александрович, начальник отдела геолого-геодезической службы Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края;
- Бодриевский Александр Владимирович, директор Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области;
- Протасова Екатерина Васильевна, руководитель службы архитектуры Иркутской области, главный архитектор Иркутской области;
- Сахаров Алексей Николаевич, начальник Департамента строительства и архитектуры Ивановской области;
- Вершинин Денис Владимирович, Министр строительства и ЖКХ Новосибирской области;
- Довгань Наталья Юрьевна, заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации Магаданской области, главный архитектор;
-
Вениаминов Владимир Геннадьевич, заместитель Министра строительства и архитектуры, главный архитектор Свердловской области;
- Орлинская Елена Джоржовна, директор Департамента градостроительства и архитектуры Министерства строительства Сахалинской области, главный архитектор области;
- Кожевников Михаил Александрович, начальник Управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области;
- Ежов Олег Владимирович, директор Департамента градостроительства Приморского края;
- Иванникова Елена Геннадьевна, начальник Отдела архитектуры и градостроительства Департамента градостроительства Приморского края;
- Медведев Андрей Александрович, начальник Департамента Смоленской области по строительству и архитектуре;
- Конюхова Валентина Рафаиловна, начальник отдела градостроительства Департамента Смоленской области по строительству и архитектуре;
-
Васильев Николай Георгиевич, начальник Управления архитектуры и градостроительства Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
- Мясищев Михаил Николаевич, начальник отдела архитектуры, градостроительства и территориального планирования Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия;
- Шевкунов Данил Владимирович, начальник Управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, главный архитектор республики;
- Караваева Любовь Вячеславовна, заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, начальник отдела градостроительства;
– Зобницев Андрей Николаевич, директор Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры;
-
Ходяков Андрей Георгиевич – начальник отдела градостроительной документации и архитектуры Управления территориального планирования Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры;
- Бойко Юрий Александрович, директор Департамента территориального развития Ярославской области;
- Аргунов Павел Анатольевич, руководитель Департамента строительства и проектирования Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);
-
Скрябина Айталина Борисовна, начальник отдела строительства и проектирования, заместитель руководителя Департамента строительства и проектирования Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);
-Таланина Лариса Алексеевна, начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области
В дискуссии также приняли участие:
-
Попов Владимир Иванович, заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Калужской области
-
Семенов Владимир Юрьевич, заместитель начальника Департамента – главный архитектор Департамента Смоленской области по строительству и архитектуре
-
Чернов Андрей Владимирович, директор НП «Поволжский центр космической геоинформатики», Самара
-
Степанов Дмитрий Владимирович, директор по проектам, Департамент консалтинговых и программных проектов, Компания "Бизнес Компьютер Центр"
-
Амиров Рим Мансурович, начальник мастерской генерального плана, ЗАО ПИ «Башкиргражданпроект»