Антипина Н. (Росреестр): мы планируем ежегодно публично отчитываться о реализации нашей ФЦП
На сайте "РБК daily" опубликовано интервью Ю. Синяевой с главой Росреестра Н. Антипиной "Клиент не должен видеть злого на весь мир чиновника с маленькой зарплатой". В ней рассказывается о работе ведомства. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке..
— Весь 2013 год постоянно переносились сроки введения налога на недвижимость. Говорилось, что качество кадастровых данных по-прежнему сильно хромает, а это зона вашей компетенции: многие объекты дублируются, отсутствует характеристика для их стоимости, около 60% всех участков вообще не имеют границ юрисдикции. По последней версии, новый налог заработает с 2015 года. Это окончательная дата или нет?
— По поводу сроков введения налога вопрос не к Росреестру, а к законодателю. Что касается претензий к качеству, основная их часть касается данных, полученных нами от организаций технического учета и инвентаризации либо работы по переносу этих данных в кадастр недвижимости. К концу 2012 года в Росреестр были переданы сведения о ранее учтенных объектах недвижимости из органов технического учета и инвентаризации. Это более 160 организаций. В течение года мы работали над повышением качества и сопоставлением данных об объектах недвижимости, содержащихся в базовых ресурсах — ГКН (государственный кадастр недвижимости) и ЕГРП (реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Это колоссальный и тяжелый труд сотрудников Росреестра и Кадастровой палаты. Половина работы велась в ручном режиме. Сейчас доля сопоставленных по кадастровому номеру объектов (кадастровый номер ГКН увязан с ЕГРП для налоговых органов) — более 80%. Вся работа по сопоставлению данных будет завершена в первом квартале этого года.
— Какие регионы тормозят работу?
— Есть 11 субъектов, в которых данные ЕГРП и ГКН для объектов капитального строительства сопоставлены менее чем на 60%. Это Московская, Ленинградская, Нижегородская, Оренбургская, Свердловская, Тверская, Воронежская, Костромская области, а также Чечня, Республика Коми и Дагестан. По сопоставлению сведений о земельных участках мы уже завершили работу, за исключением двух регионов — Московской области и Санкт-Петербурга, там 97% сопоставления.
— Вы чуть более года возглавляете Росреестр. Что еще за это время удалось сделать?
— Прошедший год был непростым для Росреестра, но сложности пошли нам на пользу. Задач было много — выполнение майских указов президента, подготовка к реализации «дорожной карты» по повышению качества госуслуг в сфере регистрации прав на недвижимость, работа над новой федеральной целевой программой (ФЦП) и др.
Мы сократили сроки регистрации прав и кадастрового учета до 18 дней, упростили процедуру регистрации прав на недвижимость — теперь для нее не нужно представлять кадастровый паспорт и целый ряд других документов, Росреестр получит эту информацию самостоятельно.
Активно в регионах развиваются МФЦ. Они должны обеспечивать качество услуг Росреестра, и за это качество отвечаю я. Сейчас мы присутствуем более чем в 500 МФЦ на территории 70 регионов.
— А граждане-то что на выходе должны получить?
— Время ожидания в очереди, к примеру, для них не будет превышать 15 минут. Зайдя в МФЦ, человек должен увидеть доброжелательного администратора зала, а не хмурого чиновника, у которого зарплата маленькая и который зол на весь мир. Администратор должен подвести его к нужному окну, проконсультировать, помочь в решении конкретной проблемы.
— Счетная палата выявила нарушения при расходовании в 2006—2012 годах денег, выделенных на программу по созданию системы кадастра недвижимости. Что сейчас делается, чтобы подобные истории не повторялись?
— Мы изменили систему планирования расходов, сейчас завершаем анализ всех информационных систем ведомства, планируем ежегодно публично отчитываться о реализации нашей ФЦП.
Кроме того, мы оптимизировали структуру центрального аппарата, пересмотрели функционал отдельных подразделений. Созданы новые управления — по закупкам, по внутреннему мониторингу и контролю. Последнее уже в 2013 году провело ряд проверок, результаты которых направлены в правоохранительные органы.
В течение года в Росреестре работала комиссия по выявлению злоупотреблений в сфере регистрации прав и кадастрового учета, по их предотвращению. Одним из результатов стало уничтожение более 37 тыс. бланков старых государственных актов, свидетельств о собственности, действующих до 1998 года, которые по каким-то причинам не были уничтожены ранее.
— В последнее время участились случаи перепродажи недвижимости через «черных риэлторов». Как вы боретесь с мошенническими схемами?
— Меняем законодательство, прописываем новые нормы. В прошлом году при участии Росреестра разработан 250-й ФЗ, он вступил в силу с 1 октября. Новый закон изменил процедуры регистрации прав и кадастрового учета. Во-первых, сняты ограничения на сведения о переходе прав, а раньше такие сведения предоставлялись ограниченному числу лиц. Во-вторых, каждый гражданин теперь может написать заявление о том, что без его личного участия никто не может распоряжаться его недвижимостью, даже если предоставит доверенность. По таким доверенностям обычно и работают «черные риэлторы». Это принципиальный момент для защиты от мошенничества. Еще одна новация — если произошел переход права собственности, то предыдущий правообладатель объекта может возразить, и эта информация будет отображаться у нас в реестре прав. Потенциальный покупатель сможет узнать, что с квартирой или земельным участком что-то не так.
— Какова сейчас ситуация с незаконным захватом земель? Какие санкции применяются к нарушителям?
— Наиболее частые нарушения — самовольное занятие земельных участков и использование земель без правоустанавливающих документов. В 2012 году было выявлено 76,2 тыс. таких нарушений — это около 64% от всех выявленных. Причем их число из года в год растет. Главная причина — маленькие штрафы. Так, за самовольное занятие земельного участка максимальный штраф для граждан 1 тыс. руб., а для юрлиц — 20 тыс. руб. Зачастую выгоднее использовать земельные участки, не оформляя на них документы, чем заниматься их межеванием, выкупом, а потом еще оплачивать налог или аренду. Штраф становится своеобразным платежом за самовольное занятие участка. Мы подготовили поправки, которые решают эту проблему. Штрафы будут устанавливаться в зависимости от кадастровой стоимости. За самовольное занятие земли, к примеру, для граждан — от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости участка (но не менее 10 тыс. руб.); для юрлиц — от 2 до 3% (но не менее 100 тыс. руб.).