На дирижабельной базе "Киржач" начались летные испытания новой гравиметрической системы
Как сообщает aviaport.ru, 22 января 2014 года на дирижабельной базе "Киржач" начались летные испытания новой гравиметрической системы. Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института метрологии имени Д.И.Менделеева установили аппаратуру в гондоле дирижабля AU-30. 23 января был совершен первый полет с действующим магнитно-гравиметрическим модулем на борту.
Леонид Федорович Витушкин - руководитель лаборатории гравиметрии и перспективных проектов Всероссийского научно-исследовательского института метрологии имени Д.И.Менделеева - Возглавляемая им группа ученых начала тестирование магнитно-гравиметрического модуля, используя дирижабль AU-30. Качество получаемых измерений обладает рядом преимуществ перед обычными съемками, которые производятся с самолета или вертолета. Превосходство дирижабля в том, что он способен летать предельно низко над землей и на малых скоростях, что значительно повышает эффективность гравиметрической съемки. Данные, которые будут получены в ходе дальнейших регулярных измерений, можно использовать для поиска полезных ископаемых и уточнения локальной модели гравитационного поля земли, что крайне необходимо для точной работы навигационных систем.
Специалисты из ВНИИМ им. Менделеева назвали ряд причин, по которым целесообразно использование дирижабля для гравиметрических измерений, это экономическая выгода, дирижабль дешевле в эксплуатации, чем самолет или вертолет. Исходя из общих соображений, магнитные помехи дирижабля должны быть ниже, чем у других летательных аппаратов, и основная причина - это способность дирижабля летать на малых высотах и скоростях, вплоть до полного зависания в воздухе.
Игорь Куликов - директор воздухоплавательной базы "Киржач" - "Мы приступили к проверке эффективности и вообще оценке использования гравиметрической и магнитометрической аппаратуры на дирижабле AU-30. Сейчас зима, жесткие условия: -22°С, а эта аппаратура требует точных соблюдений температурного режима. Отдельная тактическая задача - выдержать параметры полета, которые задают специалисты гравиметрии. Программа испытаний рассчитана на две недели из расчета 5-6 полетных дней, в среднем около 20 летных часов, этого времени достаточно для того, чтобы построить площадную картинку, заданную гравиметристами, и по времени получить статистику наработки этого оборудования".
По результатам первого полета ученые из ВНИИМ им. Менделеева пришли к выводу, что такая съемка перспективна. Дирижабль AU-30 позволит в будущем производить съемки там, где гравиметрическая съемка с борта самолета невозможна. Гравиметристы делают пока осторожные выводы, остается дождаться окончательных результатов испытаний, чтобы с уверенностью рассказать о начале грандиозного проекта, в котором примет непосредственное участие дирижабль AU-30.