Ю.Б. Баранов. Преимуществ, связанных с началом лицензирования приема, обработки и распространения информации, получаемой с КА ДЗЗ, я не вижу даже для Росавиакосмоса
Ю.Б. Баранов, профессор Московского государственного геолого-разведочного университета
Важно и развитие потребительского потенциала использования данных ДЗЗ, и производство этих данных. Использование данных невозможно без самих данных. При этом сегодня большинство ГИС-проектов содержит зарубежные данные ДЗЗ, а современная российская съемка представлена лишь несколькими кадрами ДК на южные регионы РФ. Если бы не было съемки NOAA, MODIS, Landsat, ASTER, проблема использования данных ДЗЗ не обсуждалась бы.
Обращает на себя внимание также проблема программного обеспечения в области обработки данных ДЗЗ. Российского программного обеспечения на рынке просто нет, за исключением программы линеаментного анализа LESSA, давно написанной А. Златопольским. Да и эта программа наиболее удобна в виде модуля ERDAS Imagine 8.4.
Еще один момент связан с отсутствием отраслевых нормативно-методических документов в области производственного использования данных ДЗЗ. Единственное ведомство, которое обозначено эту проблему и попыталась ее решить, МПР России (Временные требования по созданию дистанционных основ Госгеолкарты 200, 1999).
Ввод каких-либо ограничений по использованию зарубежных данных ДЗЗ для российского потребителя считаю нецелесообразным. Зарубежные коммерческие данные может приобрести любой пользователь. Если будут введены ограничения для граждан РФ, то это дискриминация по признаку гражданства.
На вопрос о первоочередных мерах по выходу космической индустрии по производству данных ДЗЗ из кризиса лучше всего ответил А.Д. Доброзраков. С ним следует согласиться, к изложенному мнению трудно что-то добавить.
Преимуществ, связанных с началом лицензирования приема, обработки и распространения информации, получаемой с КА ДЗЗ, я не вижу даже для Росавиакосмоса. Проблемы для пользователей появляются серьезные, в основном из-за неконкретных формулировок. Согласно положениям проекта пользователь получает некий результат «межотраслевой обработки». Вероятно это космическое изображение, прошедшее геометрическую и яркостную коррекцию, может быть, даже «сшитые мозаики». Лицензию надо получать (в числе прочего) именно на выполнение межотраслевой обработки. Таким образом, если пользователь купил результат межотраслевой обработки у владельца лицензии, он волен делать с ним все что угодно без лицензии?
Принятие нормативно-правовых актов в области получения, обработки и использования данных ДЗЗ без предварительного обсуждения с представителями заинтересованных организации, не входящих в структуру Росавиакосмоса, не считаю правильным. Если Росавиакосмос желает что-то заработать, а не только разобраться с внутренними проблемами, ему придется проводить маркетинговые исследования рынка данных ДЗЗ, а значит, обсуждать проблемы с представителями заинтересованных организаций.