Лесной форум: Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене категорий земель
На сайте "Лесной форум Гринпис России" размещен пост А. Ярошенко, руководителя лесного отдела Гринпис России "9 декабря 2014 года Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене категорий земель". В котором он дает комментарии к законопроекту. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
9 декабря 2014 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию". Законопроект большой (92 страницы), предусматривает внесение изменений в восемнадцать существующих федеральных законов, включая Лесной кодекс РФ и закон о его введении в действие, а также отмену ряда законов.
Законопроект предусматривает введение четырнадцати видов территориальных зон (жилых; общественно-деловых; сельскохозяйственного назначения; огородничества и садоводства; рекреационного назначения; производственных; энергетики; транспорта; связи; обеспечения космической деятельности; обеспечения обороны, безопасности и правопорядка; коммунально-инженерной инфраструктуры; специального назначения; запаса), а также, отдельно от них, лесного фонда, водного фонда и особо охраняемых природных территорий. Поверх всего этого накладываются восемнадцать категорий охранных зон и три категории защитных зон, включая такие категории, как "иные предусмотренные федеральными законами охранные зоны" и "иные предусмотренные федеральными законами защитные зоны".
Вот так законодатели определяют, что такое лесной фонд (это предлагаемая новая формулировка второй части шестой статьи Лесного кодекса РФ): "Лесным фондом признается территория в границах лесничеств и лесопарков, в отношении которых проводится лесоустройство, утверждается лесохозяйственный регламент, за исключением случаев, когда лесничества и лесопарки находятся в границах:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) территориальных зон обеспечения обороны, безопасности и правопорядка;
3) территориальных зон рекреационного назначения".
Законопроект предусматривает внесение многочисленных поправок в Лесной кодекс РФ; в частности, он предполагает дополнить кодекс новой главой 17 с единственной статьей следующего содержания:
"Глава 17. Изменение границ лесного фонда
Статья 110. Порядок изменения границ лесного фонда
1. Изменение границ лесного фонда осуществляется путем включения земельных участков в границы лесного фонда или исключения земельных участков из границ лесного фонда по решению Правительства Российской Федерации на основании ходатайства заинтересованного лица в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
2. Изменение границ лесного фонда, занятых защитными лесами, разрешается в следующих случаях:
1) создание новых и расширение существующих особо охраняемых природных территорий или создание туристско-рекреационных особых экономических зон;
2) установление или изменение границ населенных пунктов;
3) размещение объектов федерального, регионального и местного значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов."
По поводу лесов, не поставленных на государственный кадастровый учет, законопроект говорит следующее (этот пункт предполагается внести в закон о введении Лесного кодекса):
"Местоположение границ и площадь лесных участков в границах лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, устанавливаются на основании материалов лесоустройства, содержащихся в государственном лесном реестре".
Такой подход мог бы обеспечить сохранность лесов при достоверных и доступных данных об их границах, о том, какие лесные участки поставлены на государственный кадастровый учет, и по каким материалы лесоустройства содержатся в государственном лесном реестре. В России год назад на государственный кадастровый учет была поставлена только четверть земель лесного фонда, а данные о том, по каким участкам материалы лесоустройства содержатся в государственном лесном реестре, недоступны никому, кроме узкого круга специально допущенных к ним чиновников. В таких условиях независимый контроль за сохранностью лесов в ходе радикальной земельной реформы невозможен. Скорее всего, это приведет к значительной утечке лесных земель из государственной собственности и общего пользования российских граждан, и в конце концов - к массовому снижению качества окружающей среды и острым социальным конфликтам в самых густонаселенных районах страны.