В NASA испытали БПЛА вертикального взлета и посадки GL-10
Как сообщает itc.ua, на днях на YouTube-канале научно-исследовательского центра NASA имени Ленгли появился новый видеоролик, на котором запечатлены испытания уникального БПЛА — самолета вертикального взлета и посадки (VTOL) под названием GL-10 Greased Lightning.
Как известно, объединение маневренных возможностей вертолета со скоростью и максимальной дальностью полета самолета в одном летательном аппарате – одна из сложнейших задач, которые стоят перед лучшими авиационными инженерами всего мира. В американском конвертоплане Bell V-22 Osprey и других подобных летательных аппаратах удалось объединить отдельные возможности самолета и вертолета благодаря использованию гондол с двигателями, которые могут поворачиваться почти на 98 градусов, сохранив при этом сохранив обычное неподвижное крыло для упрощения конструкции и уменьшения сопротивления при сильном боковом ветре. Впрочем, GL-10 – это беспилотный электрический гибрид самолета и вертолета, оснащающийся десятью винтами, расположившимися на поворачивающихся на 90 градусов крыльях, которые в NASA считают хорошей альтернативой подвижным гондолам.
Находящийся в настоящее время на стадии разработки и тестирования БПЛА GL-10, изготовленный из композитных материалов, оснащается десятью электрическими моторами – по четыре на каждом конце крыла и два в хвостовой части. Электромоторы получают питание от двух дизельных электрогенераторов мощностью 6 кВт каждый посредством блока литий-ионных аккумуляторов. БПЛА имеет размах крыльев 6,1 м и весит 24,9 кг. Максимальная взлетная масса воздушного судна составляет 28,1 кг.
GL-10 был разработан с использованием быстрого прототипирования. По словам NASA, всего в рамках программы было создано 12 прототипов. Началу непосредственной работы над любительскими летательными аппаратами весом 2,3-11,3 кг и их тестированию для улучшения системы управления полетом предшествовал процесс разработки модифицированной полиуретановой пены.
По словам космического агентства, GL-10 может находиться в горизонтальном полете в течение 24 часов, а по шумовым характеристикам он идентичен бензиновой газонокосилке. В числе возможный сценариев применения аппарата числится доставка небольших посылок, мониторинг сельскохозяйственных угодий, картография и для задач видеонаблюдения. В перспективе выпуск более крупной версии GL-10, способной перевозить от одного до четырех пассажиров.
«К настоящему времени мы совершили пять испытательных полетов. Сейчас мы работаем над достижением следующей задачи – показать, что эта концепция в 4 раза эффективнее в плане аэродинамики, чем обычный вертолет.
Прототип GL-10 будет выставлен на показ на Международной конференции Ассоциации беспилотных систем 2015, которая будет проходить в Атланте с 4 по 7 мая, а затем его отправят на аэродинамические испытания.
Сам процесс испытаний GL-10 запечатлен на видео ниже: