Васильев И. (Росреестр): Росреестр ставит коррупции электронные барьеры
На сайте "Московский комсомолец" опубликовано интервью О. Смирнова с руководителем Росреестра И. Васильевым "Росреестр ставит коррупции электронные барьеры". Приводим фрагмент; полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
— Насколько актуальна для Росреестра проблема коррупции?
— Любая госструктура, являющаяся важным поставщиком услуг для населения, как наша, сталкивается с питательной средой для коррупционных действий. Основные четыре вида госуслуг, предоставляемых Росреестром, — регистрация прав собственности на недвижимое имущество, постановка объекта на кадастровый учет, получение выписки из Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости — очень популярны как у физических, так и у юридических лиц. Служба насчитывает 83 территориальных органа, 81 филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра, 24 региональных отделения Федерального научно-технического центра геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных. Всего около 70 тысяч сотрудников. Ежегодно ведомство совершает свыше 25 млн регистрационных и 55 млн учетных действий. В кадастре содержатся сведения о 155 млн объектов недвижимости. За данными в Росреестр обращаются и государственные органы, например, Федеральная налоговая служба и Федеральная служба судебных приставов. Словом, каждый день наши сотрудники взаимодействуют с миллионами граждан. И главный источник проблемы мне видится именно в том, что от конкретного чиновника зависит — проверять поданные на регистрацию документы в строгом соответствии с законом или закрыть на что-то глаза, ускорить или, наоборот, замедлить оформление. Это и есть питательная среда для коррупции, причина всех бед, так называемый «человеческий фактор».
— А часто к вам обращаются с жалобами?
— За последний год в центральный аппарат Росреестра поступило 95 обращений с конкретной информацией о коррупционных проявлениях. Все жалобы отправили на рассмотрение в правоохранительные органы. Учитывая масштабы работы службы, возможно, кто-то скажет, что это немного. Но наша задача — сводить количество таких обращений к нулю.
— Как в вашем ведомстве организована обратная связь?
— Росреестр для мониторинга ситуации, оперативного получения информации о фактах коррупции активно использует все возможные каналы обратной связи с потребителями государственных услуг. В службе действует телефон доверия, можно также отправлять сообщения по почте или на электронный адрес. С 2012 года в ведомстве работает свой кол-центр с единым номером 8-800-100-3434. Туда можно обращаться в любое время суток из любого региона России и по любому вопросу, касающемуся деятельности Росреестра. В прошлом году две площадки ведомственного центра телефонного обслуживания, расположенные в Курске и Казани, вместе приняли 4,5 млн звонков. Всего за три с половиной года работы кол-центра было получено около 9,5 млн обращений. На официальном сайте службы есть электронный сервис, с помощью которого можно отправлять сообщения о фактах коррупции. Офисы Росреестра и подведомственной Федеральной кадастровой палаты оснащены аппаратами «электронная очередь», системами видео- и аудиозаписи.
По моему глубокому убеждению, любая реформа, а антикоррупционная особенно, подразумевает создание действенной обратной связи, которая дает возможность услышать мнение граждан, получателей услуг, и позволяет быть госоргану открытым. Росреестр хочет быть открытым и использует все возможности, чтобы слышать граждан. У вас, в «МК», в конце марта я проводил «горячую линию» с читателями. Поступали разные вопросы и жалобы. Каждую из них мы тщательно изучили, перезванивали, если требовалось что-то уточнить, постарались максимально разобраться с каждой конкретной ситуацией. Мы как государственная структура заинтересованы в том, чтобы наши услуги были максимально доступны, комфортны, просты и удобны для получателей, а главное, результативны. Логика простая: если нареканий в адрес Росреестра поступает все меньше и меньше, то это свидетельствует о росте эффективности службы только тогда, когда соблюдается полная открытость и свободный мониторинг общественного мнения. Поэтому призываем граждан быть с нами максимально откровенными.
— Какие меры служба предпринимает против взяточников?
— Росреестр использует целый ряд мер по противодействию коррупции. У нас работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Сотрудники Росреестра проходят проверку как при приеме на работу, так и впоследствии, на регулярной основе, заполняют справки о доходах, которые размещены в открытом доступе. Такие меры нужны и во многом действенны, но, к сожалению, проблему искоренить только с их помощью невозможно. Поэтому в июне прошлого года в ведомстве внедрен специально подготовленный «План противодействия коррупции». Он рассчитан на 2014—2015 годы и включает в себя 55 мероприятий. При этом 10 из них были разработаны с учетом специфики деятельности Росреестра, а еще 10 мероприятий основаны на использовании информационных технологий.
— Каким образом соотносятся информационные технологии с мерами противодействия коррупции?
— Напрямую. Более того, мне кажется, в этом и есть решение проблемы: можно если не полностью исключить источник коррупции, то уж точно поставить серьезные барьеры на пути ее развития. Электронные услуги и задумывались для этого. Причем не только как способ борьбы со взяточниками, но и как средство от мошенников. Часть процесса была передана «в руки» компьютера, который никогда не соблазнится на обман или воровство. К тому же сама по себе замена бумажных документов электронными является дополнительной защитой прав граждан от мошенничества.
— Почему?
— Многие привыкли к бумажным свидетельствам и считают, что именно они гарантируют их права. В действительности истинным свидетельством права является запись в электронном реестре. С этой точки зрения должно быть понятно, что внешний вид и форма бумажного документа не имеют никакого значения. Его вообще может не быть, главное, чтобы была запись в реестре.
— Росреестр — не единственный госорган, который предоставляет электронные услуги. В чем ваша особенность?
— Да, в плане предоставления услуг посредством Интернета мы не первооткрыватели. Но ведомство готово взять на себя роль локомотива именно в противодействии коррупционным проявлениям с помощью информационных технологий. Гражданин, обратившийся в Росреестр через портал службы, самостоятельно выбирает нужный ему сервис, получает информацию о том, какие документы ему понадобятся, собрав и отсканировав их, а также заполнив заявку на получение услуги, отправляет все это одним кликом нам. Порядок приема, рассмотрения, обработки заявки строго регламентирован. Изменить его индивидуально не имеет права ни один чиновник Росреестра — обработка заявления и документов проходит в автоматическом режиме. К слову, все больше документов сегодня мы запрашиваем у других госорганов также в электронном виде.
Итак, Росреестр предоставляет возможность получения услуг, так сказать, не вставая с дивана, и таким образом мы, во-первых, минимизируем возможность коррупционных проявлений, исключая контакт с чиновником, во-вторых, повышаем степень защиты прав собственников и, в-третьих, повышаем качество обслуживания.
Сегодня наше ведомство — одна из немногих служб, которые предоставляют значительную часть услуг в электронном виде. За 2014 год количество кадастровых услуг, запрашиваемых через Интернет, увеличилось в полтора раза — до 28%, выписок из ЕГРП — в 2,5 раза, до 35%, сведений из ГКН (Государственный кадастр недвижимости) — на 10%, до 27%. На достигнутом не останавливаемся. С 1 июня по всей стране Росреестр начал прием документов на государственную регистрацию прав в электронном виде с помощью специального сервиса. С этого момента мы приняли и обработали несколько тысяч заявлений, поданных через Интернет. Приглашаю граждан, риелторов, застройщиков, нотариусов и прочих участников рынка недвижимости воспользоваться этой новой возможностью на нашем портале. Хочу отметить, что размер госпошлины при подаче документов в электронном виде обходится физическим лицам на 30% дешевле.
— Как быть с ошибками, которые при такой обширной базе данных неизбежны?
— Исправлять их. Что мы и делаем. Исправление ошибок в базах данных Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости (так называемая верификация) — одно из приоритетных направлений деятельности ведомства. Работы по повышению качества данных информационных ресурсов активно ведутся уже второй год. С помощью специальных сервисов и компьютерных программ Росреестр обменивается информацией с органами технической инвентаризации, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Еще один способ борьбы с ошибками — это ужесточение ответственности тех, от кого зависит точность данных. К примеру, кадастровые инженеры, когда окончательно будут приняты поправки в закон о совершенствовании их деятельности, будут нести полную имущественную ответственность за ошибки. Росреестр принимает активное участие в обсуждении проекта этого закона. Инженеры готовят документы для предоставления в кадастровую палату исключительно в электронной форме. Там их тщательно проверяют и если находят просчеты, отправляют обратно для исправления. В конце каждого года подводятся итоги,в случае если у кадастрового инженера набирается определенное количество таких возвратов (это называется «отказ»), то собирается специальная комиссия. По ее решению инженера могут лишить квалификационного аттестата. Причем граждане должны знать: кадастровый инженер исправляет ошибки только за свой счет. Он же при необходимости, по запросу клиента, предоставляет бумажный вариант кадастровых документов.
К нам поступает множество жалоб и по поводу несправедливой, по мнению граждан, оценки кадастровой стоимости их недвижимости. В очередной уже раз хочу повторить, что кадастровой оценкой, равно как и исчислением налога на ее основе, Росреестр не занимается. Служба только фиксирует информацию в государственном кадастре недвижимости. Оценку проводят члены саморегулируемых организаций оценщиков, СРО сами контролируют работу своих специалистов. Заказывают эти работы региональные и местные органы власти. Они же устанавливают ставки налогов, которые могут быть уменьшены до нуля, но не должны превышать базовые ставки в соответствии с Налоговым кодексом. Органы власти также утверждают результаты проведенной оценки — размер кадастровой стоимости того или иного объекта недвижимости. Утвержденные данные поступают к нам, а уже Федеральная налоговая служба, получающая сведения из базы Росреестра, начисляет налог, исходя из кадастровой стоимости и ставки налога, информация о которой приходит из региональных администраций.
— То есть Росреестр никак не может повлиять на деятельность оценщиков?
— Росреестр не проводит саму оценку, но оставаться в стороне от проблемы не собирается. К мнению службы прислушиваются законодатели, органы исполнительной власти, с нашим участием обсуждаются изменения в части совершенствования процесса регистрации прав на объекты недвижимости. У нас есть и свой взгляд на оценочную деятельность. В том числе благодаря позиции Росреестра отменен обязательный выбор организации-оценщика посредством аукционов. Открытые аукционы позволяют учесть и уровень квалификации оценщика, и его предыдущий опыт. Помимо этого, следовало бы утвердить единую и обязательную для всех оценщиков методологию проведения оценки, содержащую четкие алгоритмы. Это повысило бы качество государственной кадастровой оценки и в конечном итоге эффективность работы самого Росреестра.
— Какие еще нововведения в деятельности Росреестра произойдут в ближайшем будущем?
— Меры, которые предпринимает служба в области информационных технологий, мы считаем наиболее важными, поэтому будем и дальше развивать интернет-услуги, сервисы и электронное взаимодействие с другими государственными ведомствами. Но, разумеется, мы делаем интернет-услуги не ради интернет-услуг. Наша цель — свести к минимуму прямое общение чиновников Росреестра с гражданами. По плану, уже к концу 2018 года не менее 70% государственных услуг будут переведены в электронный вид.
В 2017 году будет создан Единый государственный реестр недвижимости. Он объединит данные об объектах и правах, правообладателях, сделках и ограничениях (обременениях) прав (ГКН и ЕГРП). Для заявителей это означает то, что им уже не придется сначала ставить объект недвижимости на кадастровый учет, а потом регистрировать на него права. Это будет единая учетно-регистрационная процедура.
Совершенство процедуры — это также способ повышения ее качества, сроков оказания. Хотя уже сегодня регистрация занимает немного времени. Судите сами, в 2014 году нам удалось сократить сроки оказания госуслуг с 15 дней до 12 по регистрации прав и до 10 по постановке на кадастровый учет. А по итогам первого полугодия 2015 года права в среднем по России регистрируются за 9 дней, а постановка на кадастровый учет — за 7 дней. Мы идем с опережением показателей «дорожной карты». Приведу вам пример: официально, по статистике, регистрация прав собственности в странах Европы и Центральной Азии занимает в среднем более 23 дней. Скажем, во Франции вы будете регистрировать недвижимость в среднем 49 дней, а в Германии — 40 дней. Почувствуйте разницу. Поэтому успехи Росреестра отмечены на международном уровне. По итогам прошлогоднего рейтинга Всемирного банка Doing Business по показателю «регистрация собственности» Россия заняла 12-е место, поднявшись на 5 позиций.
Также Росреестр будет усиливать земельный надзор. Служба принимала участие в разработке соответствующих законов. В частности, в этом году была введена процедура административного обследования земель. С ее помощью выявлять нарушения в сфере землепользования станет намного проще. Заметно повысить эффективность земельного надзора Росреестру удалось еще в прошлом году. С одной стороны, количество проверок сократилось, с другой стороны, было выявлено на девять тысяч больше нарушений, а объем наложенных штрафов вырос в полтора раза. Как результат, изменения в Земельный кодекс и усиление контроля привели к тому, что все больше неиспользуемых или используемых не по назначению земель вовлекаются в оборот. И это тоже вклад Росреестра в борьбу с коррупцией.
"Поэтому успехи Росреестра отмечены на международном уровне."??? Такие "услуги" только загранице и нужны. И санкций никаких не надо. А господину Васильеву с удовольствием всучила бы хоть один пакет документам. Пусть помыкается внутри своей "службы".
На смену советскому пафосу "поставим заслон", решили объявить "электронные барьеры". Самое интересное свойство того и другого - их невидимость, неизмеряемость и полная недоказуемость, как наличия, так и отсутствия.