Минсельхоз готовит варианты создания госструктуры по управлению землей
Как сообщает ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ, Минсельхоз прорабатывает варианты создания специализированной государственной структуры по управлению земельными ресурсами.
Как рассказали в ведомстве, вопросы создания новой структуры рассматривает специальная рабочая группа. На основе предложенных ею вариантов будет разработана концепция создания земельной госструктуры.
В Минсельхозе отметили, что вопрос о создании при Минсельхозе такой структуры возник в результате проведения общественной экспертизы проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию".
Предполагается, что она должна обеспечить реализацию отдельных положений законопроекта в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Законопроект, вносящий поправки в Земельный кодекс и отменяющий категорийность земель, обсуждался в Госдуме с 2013 года, Минсельхоз выступал против отмены категории "земли сельхозназначения".
В декабре 2014 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о переходе деления земель на категории к территориальному зонированию. В думском комитете по аграрным вопросам считают, что механическая замена понятия "категории земель" на "территориальные зоны" не решит острые вопросы оборота земельных угодий и их эффективного использования. Переход от деления земель на категории к территориальному зонированию потребует проведения сельскохозяйственного зонирования территорий РФ, разработки сельскохозяйственных регламентов и выделения особо ценных сельскохозяйственных земель. Без выполнения этих условий имеется большой риск существенного сокращения площади земель сельхозназначения и выбывания их из сферы аграрного производства.
Для проведения этих мероприятий необходимы существенные затраты времени и бюджетных средств, однако источники и объемы финансирования этих мероприятий в законопроекте не определены.
Согласно расчетам Российского государственного землеустроительного университета, на инвентаризацию сельхозугодий потребуется до 50 млрд рублей. В такую же сумму оценены и затраты на сельскохозяйственное зонирование и разработку сельхозрегламентов. Кроме того, на уточнение границ земельных участков и зон сельскохозяйственного назначения с постановкой их на кадастровый учет и регистрацию прав может потребоваться до 100 млрд рублей.
Общая площадь земель сельхозназначения в РФ составляет 386,5 млн га, в том числе 196,1 млн га - сельскохозяйственных угодий.
В РФ уже были государственные органы, которые регулировали вопросы земельных отношений - как самостоятельные, так и при министерствах.
Во время существования министерства по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (конец 90-х годов) в его состав входил соответствующий государственный комитет. После упразднения Минземстроя был создан самостоятельный Госкомитет по земельной политике (Госкомзем).
В соответствии с указом президента РФ Владимира Путина, в 2000 году Госкомзем был упразднен. Часть его функций была передана вновь созданной Федеральной службе земельного кадастра.
Интересная "государственная тенденция" по Жванецкому намечается. Спецгосструктуры особых полномочий. Что охраняешь - то и имеешь. Эдак, в минтопэнерго будут созданы госструктуры (эквивалент ранее применявшегося термина "схемы" в лексиконе ОПГ) по распоряжению нефтью, газом, атомной и гидроэнергиями. Неплохо бы задуматься о "госструктуре" по управлению лесом, месторождениями и водой в других ведомствах. Автомобильным и железным дорогам такая "госструктура" тоже не повредит. Да мало ли чего еще что еще можно прибрать к рукам в управлении, на особом административном ресурсе взамен конституционных норм. Для просвещения идеологов такой "госструктуризации" неразворованного еще, следует напомнить цивилизованные нормы отношений к земле сельхозназначения в ряде более консервативных в модернизационном плане государств, таких какими являются монархии, например. Там любые операции с сельскохозяйственной землей - прерогатива королей, или им подобных представителей верхней ветви государственной власти. Это несколько иной уровень чем "госструктуры" минсельхоза. А понятие землеустройство, если вспомним историю и начиналось в отношении исключительно этой категории земель. Но велось землеустройство и контролировалось не минсельхозом. Предлагаемая модель абсолютно разорительна в последствиях. Пример такого прецедента - лес в аренду. Там где договора на него были оформлены, леса давно уже нет.