Над Россией к 2035 году будут курсировать 100 тысяч беспилотников - АСИ
Как сообщает РИА Новости, в небе над Россией к 2035 году будут постоянно курсировать не менее 100 тысяч беспилотников для поисково-спасательных, сельскохозяйственных работ, перевозки грузов, а также для дистанционного зондирования земли, считают эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ).
АСИ опубликовало "дорожную карту" по развитию глобального сетевого рынка информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, получившего в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) название "АэроНэт". По прогнозам экспертов агентства, применение беспилотных аппаратов в ближайшие 10-20 лет существенно расширится.
"Над территорией РФ к 2035 году постоянно (в режиме "24/7/365") могут находиться в воздухе не менее 100 тысяч беспилотных воздушных судов, объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих потребностей экономики", — говорится в документе АСИ.
Объем мирового рынка беспилотников, комплексных решений и услуг в этой сфере, по оценкам экспертов, к 2035 году составит более 200 миллиардов долларов, а доля России на нем может превысить 35–40 миллиардов долларов.
"Возникнут крупные отечественные компании, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах", — уверены в АСИ.
Однако для этого необходима государственная поддержка во всех сферах. Так, требуется произвести "дополнения и изменения в действующей нормативной базе, полностью легализующие отрасль, открывающие возможности появления большого количества предприятий и снимающие ограничения на продажи продукции и услуг отрасли".
Эксперты видят четыре основные сферы применения беспилотных устройств в России: дистанционное зондирование земли и мониторинг, сельское хозяйство, перевозки, поиск и спасание.
Дистанционное зондирование будет включать картографирование и обследование объектов наземной инфраструктуры. Эксперты АСИ уверены, что использование беспилотников для этих целей, учитывая размеры территории страны и высокую доставку обычных летательных аппаратов, гораздо более эффективно и экономически выгодно.
"Можно ожидать, что доля России в мировом рынке дистанционного зондирования с беспилотниками будет больше среднеотраслевой и составит порядка 10%", — полагают в АСИ.
В сельском хозяйстве эксперты предполагают использование беспилотников с сфере картирования почв, создания 3D-моделей полей для оптимального построения систем ирригации и мелиорации, обустройства лесополос, а также определения индекса вегетативности для эффективного внесения удобрений и борьбы с вредителями и болезнями.
При таком развитии событий эксперты полагают, что Россия к 2035 году может занять от 15–20% до 20–25% мирового рынка в сегменте "Сельское хозяйство". В денежном выражении объем рынка, занимаемый в этом сегменте компаниями РФ, может достичь к 2035 году 240 миллиардов рублей, а продажа беспилотных воздушных судов составит дополнительные 27 миллиардов рублей, считают в АСИ.
Сегмент перевозок позволяет реализовать ключевое технологическое преимущество беспилотников – возможность быстрой адресной индивидуальной доставки товаров и грузов непосредственно потребителю без использования традиционной транспортной инфраструктуры. А время доставки с их помощью меняется с "в течение дня" до "в течение минут". Прежде всего это актуально для доставки медикаментов и биоматериалов, говорится в документе. Уже есть и подтвержденный интерес компании Invitro к использованию беспилотников в этих целях.
Помогут такие летательные аппараты и в перевозке грузов там, где дорожная сеть развита слабо. При этом технологически Россия уже готова к подобному нововведению, заявляют эксперты, и прогнозируют, что страна к 2035 году может занять от 6–8% до 8–10% мирового рынка в сегменте беспилотных перевозок, отмечая, что пока данный сегмент на рынке отсутствует.
Актуально применение беспилотников и в области поиска и спасания. Общий объем этого сегмента оценивается в 170–200 беспилотников морского базирования и 300 — наземного базирования с последующей компенсацией потерь в 50–100 аппаратов ежегодно. Пока на рынке данный сегмент отсутствует, однако к 2035 году Россия может достичь уже до 15–20% мирового рынка в области поиска и спасания.
Прогнозировать объем национального рынка беспилотников для ДЗЗ без публикации сведений об ожидаемой себестоимости их информации и ее тематическом составе по меньшей мере безграмотно.