КС обсудил порядок утверждения правил землепользования и застройки в Петербурге
Конституционный суд (КС) РФ 7 февраля рассмотрел запрос Законодательного собрания (ЗакС) Петербурга о проверке конституционности порядка утверждения правил землепользования и застройки (ПЗЗ) в Петербурге, в котором принимают участие органы только исполнительной власти, в отличие от других субъектов Российской Федерации, где в утверждении ПЗЗ принимают участие законодатели, сообщили РАПСИ в суде.
ЗакС просит проверить конституционность части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ и статьи 23 Федерального закона 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Судья-докладчик Сергей Казанцев донес до судей КС позицию ЗакСа, согласно которой, до вступления в силу оспариваемых норм, проект правил землепользования и застройки публиковался в СМИ, проходил публичные слушания и вносился на утверждение в ЗакС. Но в 2014 году в городах федерального значения Москве и Петербурге этот порядок был изменен. Сейчас правила землепользования и застройки утверждаются губернатором и правительством Петербурга.
Представитель ЗакСа Михаил Шварц пояснил, что такое вмешательство федерального законодателя в правовое регулирование распределения компетенции между исполнительной и законодательной властью неконституционно. "Город федерального значения Санкт-Петербург оказался лишен права самостоятельно определять, какой именно орган власти — исполнительный или представительный — вправе реализовывать полномочия по утверждению правил землепользования и застройки. Город может сам решать такие вопросы, как делал это раньше", — сказал Шварц.
Администрация Петербурга с недоумением восприняла этот запрос ЗакСа. "Правительство Петербурга полагает, что доводы, изложенные в запросе, необоснованны. Генеральный план, на основании которого готовятся ПЗЗ, как документ, первичен, и утверждается законодательным органом. Кроме того, в комиссию по землепользованию и застройке входят пять депутатов ЗакСа и они вправе выражать мнение парламента", — сообщает глава администрации Петербурга Александр Говорунов, подписавший отзыв на запрос ЗакСа в КС.
Специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения (ИЗиСП) в своем отзыве указали на то, что подход, предложенный заявителем, может поставить под сомнение всю систему градостроительного регулирования. "Анализ оспариваемой нормы показывает, что в ней отсутствует превышение пределов вмешательства федерального законодателя в компетенцию субъекта Федерации. А наделение ЗакСа полномочиями утверждать ПЗЗ усложнит и удлинит процедуру внесения поправок, в которых ПЗЗ нуждается в большей степени, чем Генплан", — пишут юристы ИЗиСП.
Представитель Государственной думы (ГД) в КС Татьяна Касаева рассказала, что ГД, принимая поправки в законы, составляла документ таким образом, чтобы его действие было наиболее актуальным и удобным для мегаполисов. "Госдума стремилась упростить процедуру определения правил землепользования и застройки, и заявитель в своем запросе называет имеющийся порядок упрощенным. Собственно, этого мы и добивались", — сказала Касаева.
Все участники заседания, кроме авторов запроса, считают, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ.
Об оглашении решения будет объявлено дополнительно.