Законопроект о распространении ГЧП на информационные системы поступил в Госдуму
Как сообщает d-russia.ru, в Госдуму поступил законопроект, признающий IT-системы объектами ГЧП (государственно-частного партнерства).
В настоящее время документ направлен в комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям для предварительного рассмотрения.
Законопроект внесён председателем комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым совместно с группой депутатов во исполнение поручения президента об утверждении программы «Цифровая экономика», говорится в пояснении.
По мнению авторов законопроекта, установление возможности заключать соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе концессии, в отношении объектов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволит привлечь частные инвестиции и новые технологии в развитие ГИС и IT-инфраструктуры, что, в свою очередь, обеспечит экономию средств бюджетов разных уровней.
В настоящее время законом предусмотрено, что такого рода соглашения могут касаться лишь недвижимого или движимого имущества совместно с недвижимым (например, автомобильные дороги, комплексы фиксации нарушений, аэродромы и пр.). Внесенным законопроектом предлагается в качестве объекта соглашений предусмотреть объекты IT-инфраструктуры, а именно – программное обеспечение, базы данных, а также обеспечивающие их эксплуатацию и (или) являющиеся источниками данных технические средства (в том числе в составе сайтов и государственных IT-систем или их совокупности), говорится в пояснении.
По замыслу авторов документа, в случае создания объекта по модели ГЧП затраты на создание, модернизацию или эксплуатацию IT-системы могут взять на себя компании IT-рынка, при этом договором предусматривается возможность коммерциализации исполнителем созданного или модернизированного им продукта, например, за счет дополнительных функций, повышающих комфортность пользования сервисом.
По словам Николаева, отдельные проекты подобного рода уже реализуются в России, однако в отсутствие необходимой законодательной базы они вынужденно структурируются под иные объекты соглашений, например, дорожной инфраструктуры, такие как объекты фото-видеофиксации, весогабаритного контроля.
«Сегодня в официальном реестре порядка 340 федеральных ГИС. Если за основу взять среднюю стоимость годового обслуживания одной такой системы, а это 20 миллионов рублей, то государство сможет сэкономить на их содержании не менее 1,5 миллиарда рублей в год, эксплуатируя хотя бы 20% от всего объема федеральных ГИС при помощи механизма ГЧП», — считает депутат.
Напомним, что ранее о необходимости перевести информационные системы в разряд объектов концессии заявлял заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский.
Юридические проблемы частно-государственного партнёрства для реализации региональных IT-проектов обсуждались, в частности, в октябре на организованной «Ростелекомом» конференции «Взгляд в электронное будущее». Так, участники мероприятия признали, что у регионов нет денег для IT-проектов, и возлагали надежду на ГЧП. Выяснилось, что частно-государственных IT-проектов в стране нет, единственный пример – система «Платон», взимающая плату за грузовые перевозки по российским дорогам.
По данным Минкомвязи за 2015 год, бюджет на ИКТ составляет около 100 миллиардов рублей – 70% это эксплуатационных расходы, 30% — развитие. Дополнительная потребность составляет около 20 миллиардов рублей в год.