На сайте "Известия" опубликована статья Т. Берсеневой "Самострой обернется потерей земли". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Министерство строительства и ЖКХ предлагает упростить снос самовольных построек. Для этого органы местного самоуправления смогут под угрозой изъятия участка без суда предписывать землевладельцам привести постройку в соответствие с требованиями либо снести ее. Президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства увидел в инициативе риск нарушения прав владельцев земли. Юристы в оценке разошлись.
Президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства сегодня рассмотрит доработанные поправки в Гражданский, Градостроительный и Земельный кодексы РФ, которые направлены на борьбу с самостроем.
Документы ранее разработал Минстрой, однако весной этого года совет критиковал их за риски снижения правовой определенности гражданского оборота. Ведомство, в частности, предлагало разрешить чиновникам добиваться сноса самовольной постройки даже в том случае, если права на строение есть в едином госреестре недвижимости. Кроме того, предлагалось исключить из ГК нормы, позволяющие через суд узаконить самострой.
Из доработанного текста эти нормы убрали, однако совет вновь выступил против принятия документа. Изменения не устраняют ранее высказанных замечаний», а в ряде случаев и вовсе усугубляют обозначенные проблемы, говорится в заключении на законопроект (есть у «Известий»).
В частности, документ расширяет полномочия местных властей по выдаче внесудебных предписаний на снос самостроя, а также разрешает потребовать привести строение в соответствие с нормативами. Сейчас местные власти могут без суда «предписывать» снос в ряде случаев: если самострой находится на участке в зоне с особыми условиями использования территорий, либо общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей.
Дальневосточный гектар может превратиться в десять
Законопроект разрешает внесудебную ликвидацию построек, если они стоят на участках, правоустанавливающие документы на которые отсутствуют. В случае отсутствия разрешения на строительство чиновники смогут принимать решение о сносе или приведении постройки в соответствие с установленными требованиями. В суде будут разбираться споры только на «старый» самострой, то есть возведенный до принятия Земельного и Градостроительного кодексов в 2001 и 1998 годах соответственно.
Проект отводит 3–12 месяцев на снос самовольной постройки и от полугода до трех лет на ее приведение в соответствие с требованиями. За неисполнение предписания предусматривается изъятие земли у собственника и продажа ее на торгах. Вырученные средства, за вычитанием расходов на организацию торгов и оценку, отдадут бывшему собственнику. Если торги будут признаны несостоявшимися, участок станет муниципальной собственностью. Также к муниципалитету земля уйдет в случае, если новый собственник не снесет самострой в течение года, но в этом случае денег он не получит. При сдаче муниципального участка с самостроем в аренду арендодатель будет обязан его снести или перестроить «за свой счет или с привлечением средств других лиц».
Совет раскритиковал эту норму, указав, что обязанность по сносу самовольной постройки перекладывается на арендатора. Также он отмечает, что изъятие участка — «мера экстраординарная и чрезвычайная», при этом авторы поправок не объяснили, «на защиту какого публичного интереса или для достижения каких целей социальной политики» они направлены.