На сайте "if24.ru" опубликована статья А.Орешкиной "Тюмень станет первым нейрогородом России". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Автономная система управления городской инфраструктурой с искусственным интеллектом (ИИ) будет запущена в Тюмени. Проект – часть генерального соглашения правительства региона с российской IT-компанией Cognitive Technologies о развитии инноваций. Оно было подписано четвертого июня, во время форума InnoWeek-2018. Компания-создатель концепции умного города «Сколково» обещает запустить пилот Cognitive City в Сибири во второй половине 2019 года. О том, что может искусственный интеллект и каким городам нужны мозги, «Инвест-Форсайту» рассказал генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров.
– Андрей, чем «нейронный город» Cognitive City отличается от «умных городов»?
– Концепция «умных городов» постепенно уходит в прошлое: она предполагала оснащение населенных пунктов большим количеством датчиков, которые фактически пропускали информацию в одностороннем порядке, как реле. Мы предлагаем гораздо более тонкое использование технологии ИИ и нейронных сетей: когда город не только передает данные в некий управляющий центр, а собирает информацию о себе сам и тут же принимает решения.
– Какие, например?
– Одним из элементов такой концепции мы видим автоматическую диагностику городской среды с выдачей поручений и контролем их исполнения. Мы предложили городским властям оборудовать существующий парк городской техники – конкретно в Тюмени будут использоваться автобусы, но это могут быть любые наземные транспортные средства, которые передвигаются в городе, – общественный транспорт, коммунальные автомобили – комплексами сбора информации. Они состоят из камер и вычислителей и способны распознать дорожные знаки, указатели, светофоры и многое другое. На основе собранных данных формируется 3D-модель городской среды и начинается постоянный мониторинг. С помощью нейросети глубокого обучения легко отслеживать качество уборки улиц, своевременность вывоза мусора, состояние дорожного полотна и разметки, работу систем искусственного освещения, соблюдение правил парковки автовладельцами…
Отклонение от нормативов или факты нарушений тут же фиксируются, и на их основаниях формируются поручения подрядным организациям, которые на базе контракта следят за этим участком. Таким образом, перед ИИ будет стоять задача не только выявить проблему, но и проследить за ее устранением.
– Это один из самых животрепещущих вопросов: ямы на проезжей части превращаются в долгожителей…
– Сейчас контроль за исполнением поручений происходит от случая к случаю. Ежедневно фиксируется тысяча отклонений и нарушений, но совсем небольшое число из них, как правило, самые вопиющие, выборочно контролирует муниципальная комиссия. Остальные ложатся мертвым грузом и формируют недовольство граждан – проблемы разрастаются, со временем устранять их становится дороже и труднее.
– Когда стоит ожидать первых результатов?
– Пилотным городом, мы надеемся, станет Тюмень. Прототип системы на улицах города появится во второй половине 2019 года, а промышленная эксплуатация начнется с 2020 года. У Тюменского проекта глобальный прицел. После обкатки мы будем предлагать ее в города-миллионники, независимо от их страновой принадлежности. В этом случае городская инфраструктура не требует никакой подготовки для внедрения. По нашим расчетам, чек на обслуживание системы, включая аренду оборудования, будет около $ 200 тыс. в год – в общем-то, ничтожные деньги для муниципальных бюджетов.
– Какой спрос прогнозируете?
– Мы оцениваем ежегодный рынок таких решений в %art_text%,5 млрд. В нашу пользу будет играть тренд на урбанизацию, которая развивается экспоненциальными темпами. К 2020 году, по оценкам Ernst & Young, 80% населения будет жить в городах. Количество городов-миллионников за последние 10 лет удвоилось, с таким ростом городской агломерации и усложнением городских комплексов невозможно контролировать все ручным способом. Операции, которые могут быть автоматизированы с помощью ИИ, должны быть автоматизированы. Сегодня в мире существует около 500 городов со стабильным спросом на такие решения и 1500 с частичным спросом. И российские города занимают не последнее место. Решения для городского хозяйства на основе нейросетей – перспективный рынок.
– Есть трудности на пути реализации проекта?
– С точки зрения технологии, нет. Работающий прототип готов, поскольку мы используем Cognitive Pilot, который уже с успехом применяем в реализации решений в беспилотных автомобилях. Сегодня наша задача – наложить нейросеть на геоинформационную подоснову и подготовить к интеграции в городские системы. То есть нам предстоит скорее настройка и интеграция. Но мы берем год на подготовку проекта для того, чтобы дообучить нейросеть на круглогодичном дата-сете, чтобы обкатать систему во всех погодных условиях.
– Почему именно в Тюмени?
– Здесь отличный климат! Инвестиционный! Уже больше года наша группа компаний присутствует в Тюмени – здесь находится один из наших центров разработки. У региона есть потребность в инновациях, и динамичная команда демонстрирует желание доводить проекты до реализации, а не заниматься перечислением, почему чего-то нельзя достичь. Зачастую институциональная среда поглощает очень много хороших идей, не выдавая результата. За год работы в Тюмени мы поняли: здесь климат для прорывных проектов создан на организационном и финансовом уровнях. Это один из самых инновационных регионов России, у которого есть ресурсы для реализации глобальных решений.