Децентрализация рынка геолокационных данных: меньше посредников, больше прозрачности
Как сообщает coinspot.io, в современном мире данные — это товар. Каждый день онлайн-сервисы собирают огромные объемы данных о пользователях: их предпочтения, политические убеждения, активность в сети и даже физические перемещения — все это продается и покупается.
Любой владелец смартфона регулярно генерирует геолокационные данные, пользуясь мобильными приложениями, публичными Wi-Fi сетями, сервисами заказа билетов. При достаточном объеме таких данных можно отследить не только основные маршруты конкретного человека в прошлом, но и спрогнозировать его передвижения в будущем. Основными потребителями массивов геолокационных данных становятся исследователи, государственные службы и, прежде всего, маркетологи. Такая информация позволяет оптимизировать множество процессов от работы городского транспорта и работы торговых точек до политических решений и ведения боевых действий.
Традиционный рынок геолокационных данных, как и многие другие сегменты, оставляет немало пространства для улучшений. Централизованные провайдеры данных вроде Factual или Carto предоставляют свои услуги огромному количеству бизнесов по всему миру, но далеко не все потребители геолокационной аналитики уверены в получаемых от таких провайдеров данных. Согласно результатам исследования Mobile Marketers Association, прозрачность услуг и качество аналитических данных вызывают сомнения у 40% опрошенных маркетологов. С приходом блокчейн-технологий эта ситуация начала меняться.
Всеобщая децентрализация, ставшая трендом практически во всех индустриях, и устранение ненужных более посредников ведут к уменьшению цен на услуги и значительно большей прозрачности распределенного реестра, где каждый участник может самостоятельно удостовериться в надежности получаемых данных. В сфере геолокационных данных одним из первых блокчейн-проектов стала платформа XYO. Проект предложил рынку автономную блокчейн-систему для трекинга и отслеживания отдельных грузов в цепи поставок. С 2012 команда проекта работала над системой Bluetooth-GPS позиционирования и к настоящему моменту владеет свыше 1 млн отдельных геолокационных маячков.
Один из более молодых проектов в этой области, платформа Fysical, запустился в основной сети Ethereum в 2018 году. Fysical предлагает децентрализованную площадку для торговли геолокационными данными во всех их проявлениях. Единицей обмена на площадке служит нативный токен платформы FYS. На сайте компании указано, что система уже охватывает более 10 000 000 устройств и публикует более 15 млрд наборов данных ежемесячно.
Среди возможностей применения компания указывает использование данных в продвинутых аналитических системах на основе ИИ, эффективное планирование “умных” городов, аналитику для строительных компаний, агентов по недвижимости, исследователей и маркетологов. На данный момент платформа получает данные от разработчиков мобильных приложений, но в будущем планирует охватить данные со спутников и Wi-Fi точек.
Для сбора средств на дальнейшую разработку и развитие платформы с 18 по 30 июня Fysical проведет пресейл своих токенов для заранее зарегистрированных участников. Минимальная покупка составит 5 ETH, а всем поддержавшим проект в рамках пресейла полагается 10% бонусных токенов.