Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Нормы и право/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Garant.ru: как запускать дроны, не нарушая законодательство?

На сайте "Garant.ru" опубликована статья М. Шуваловой "Как запускать дроны, не нарушая законодательство?". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.

При организации полетов беспилотных летальных аппаратов, как и всех воздушных судов, должны соблюдаться Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (далее – Правила). Они предполагают, в частности, направление в центр Единой системы организации воздушного движения РФ плана полета беспилотного воздушного судна и получение разрешения на использование воздушного пространства. Кроме того, взлет, посадка в границах населенного пункта и непосредственно полет над ним возможны только с разрешения органа местного самоуправления данного населенного пункта, а в городе федерального значения – уполномоченного органа исполнительной власти (п. 49 Правил).

Для разрешенных полетов дронов устанавливается временный или местный режим или вводятся кратковременные ограничения использования воздушного пространства в определенной зоне в интересах запускающих их лиц (п. 52 Правил) – в порядке, закрепленном соответствующей инструкцией (приказ Минтранса России от 27 июня 2011 г. № 171). Беспилотные летательные аппараты на постоянной основе применяются, например, силовыми ведомствами, поэтому механизм использования воздушного пространства при установлении указанных режимов уже отработан. "В рамках планомерной работы: для проведения мониторинга пожароопасной обстановки, других заранее запланированных мероприятий – за трое суток до мероприятия подаем представление об установлении кратковременного ограничения воздушного пространства. Для квадрокоптеров, как правило, задается радиус 1-2 км, и на три часа для нас закрывают воздушное пространство. Все, кто легитимно подает запросы на использование воздушного пространства, будут знать, что на этой территории введены ограничения, диспетчеры будут уводить авиацию на другой маршрут", – рассказал в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции представитель ГУ МЧС России по г. Москве Вячеслав Алёшин. В экстренных ситуациях запреты и ограничения вводятся, разумеется, в оперативном режиме, но и в этом случае порядок использования воздушного пространства согласован, предпринимаются все необходимые для избежания столкновений дронов с другими воздушными судами меры.

Следует помнить, что над некоторыми территориями полеты могут быть ограничены на постоянной основе или запрещены в принципе. Так, для защиты важных государственных объектов и ключевых промышленных комплексов в воздушном пространстве над ними могут устанавливаться запретные зоны (п. 29 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 451). Для проведения стрельб на полигонах, работ с боеприпасами, взрывных работ, осуществления научных исследований в атмосфере и т. д. устанавливаются зоны ограничения полетов (п. 34 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 452). Полеты над такими территориями возможны только при условии получения разрешения лиц, в интересах которых такие зоны установлены, за исключением ряда случаев (п. 40 Правил).

Кроме того, дистанционное зондирование территории, фото- и киносъемка с использованием беспилотных воздушных судов является разновидностью авиационных работ, а значит, выполняющие их лица должны соответствовать установленным сертификационным требованиям (информация Минтранса России от 18 октября 2017 г.).

Таким образом, использование беспилотных летательных аппаратов без получения всех необходимых разрешений запрещается. Тем не менее количество выявленных несанкционированных полетов дронов растет: по данным Росавиации, в 2016 году было зафиксировано 40 нарушений правил использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами, в 2017 году – 74, в 2018 – 110. С учетом данной статистики и того факта, что дроны могут нанести повреждения другим находящимся в воздухе объектам, помешать проведению спецопераций (антитеррористических, оперативно-розыскных мероприятий и др.), причинить вред гражданам, в том числе в местах массового скопления, или имуществу, был разработан законопроект1, предполагающий наделение органов ФСБ России, ФСО России, полиции, войск национальной гвардии правом запрещать или временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов над территориями, на которых они реализуют свои полномочия по проведению мероприятий, выполнению служебно-боевых задач, обеспечению безопасности граждан, защите охраняемых объектов – для каждой структуры свой перечень таких зон. Стоит отметить, что в настоящее время указанные ведомства для реализации свои полномочий вправе ограничивать или запрещать движение транспортных средств и граждан по отдельным участкам местности, а также доступ к определенным объектам (п. "з.2" ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", подп. 10 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране", п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"). То есть законопроектом, по сути, предусматривается аналогичное право, но в отношении воздушного пространства.

Также в случае принятия на основе проекта соответствующего закона сотрудники перечисленных структур получат право пресекать несанкционированные полеты дронов путем подавления сигналов управления ими, повреждения или уничтожения аппаратов и изымать все обнаруженные элементы беспилотных авиационных систем. Как подчеркнул один из авторов документа – заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, законодательное закрепление таких полномочий сделает невозможным предъявление к сотрудникам правоохранительных и силовых органов исков о возмещении имущественного вреда владельцами беспилотных летательных аппаратов.

Напомним, за использование воздушного пространства лицами, не получившими необходимые разрешения, действующим законодательством предусмотрена административная (ч. 2 ст. 11.4 КоАП) и уголовная – если такое использование повлекло причинение вреда здоровью или смерть человека (ст. 271.1 Уголовного кодекса) – ответственность. Однако выявить лицо, управлявшее дроном, не всегда возможно, в том числе по причине отсутствия механизма учета беспилотных воздушных судов массой от 250 г до 30 кг. Норма об обязательности такого учета (п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса; далее – кодекс) действует с 5 июля 2017 года, но порядок его осуществления Правительство РФ до сих пор не утвердило. Подготовленный Минтрансом России проект2 соответствующего постановления правительства несколько раз корректировался, но и доработанная версия получила отрицательное заключение по результатам проведенной Минэкономразвития России оценки регулирующего воздействия. Поэтому даже примерно определить сроки принятия данного акта пока нельзя. С беспилотными аппаратами тяжелее 30 кг таких проблем не возникает – они подлежат государственной регистрации и внесению в реестр государственных воздушных судов РФ (подп. 1 п. 1 ст. 33 кодекса).

Кроме того, стоит обратить внимание на существующее правило об обязательном страховании ответственности владельцев воздушных судов за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (п. 1 ст. 131 кодекса). По словам Вячеслава Алёшина, практика страхования ответственности собственников именно беспилотных летательных аппаратов постепенно формируется. Но для того чтобы она стала повсеместной, нужны все же дополнительные разъяснения Минтранса России о том, для каких дронов страховка обязательна.

Контактные данные оперативных органов Единой системы организации воздушного движения РФ для направления планов полетов беспилотных воздушных судов и представлений на установление временного и местного режимов размещены на официальном сайте ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (по адресу: gkovd.ru/servisy/dlya-polyetov-bespilotnykh-vozdushnykh-sudov-bvs/)
______________________________

1С текстом законопроекта № 636681-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы по ссылке.

2Текст проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/12-16/00060129).


См. также:
Каталог Организаций:
   - Минтранс России
   - МЧС (Министерство чрезвычайных ситуаций)
   - ФСБ РФ

Разделы, к которым прикреплен документ:
Новости
Нормы и право
Оборудование
Организации
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Страны и регионы / Россия
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.garant.ru/news/1262359/ 17:41:34 07.03 2019   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров

    Наши предложения
  Новости Gisa.ru в Телеграм
  Реклама на сайте
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Конференции ГИС-Ассоциации
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.020326137542725 sec, Question: 66