При применении кадастровой стоимости ЗУ необходимо руководствоваться конституционно-правовым смыслом положений пункта 3 статьи 391 НК РФ
На сайте Консультант Плюс размещено Письмо ФНС России от 04.03.2019 N БС-4-21/3834 "Об исполнении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2019 N 13-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации".
Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости была значительно снижена кадастровая стоимость земельных участков, ранее определенная местной Администрацией. Данные, содержащиеся в этих решениях, как последние поступившие, были зафиксированы в кадастре в качестве достоверных данных для целей исчисления и уплаты налога.
Руководствуясь сведениями, содержащимися в кадастре, налогоплательщик уплатил соответствующую сумму налога.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган, исходя из данных о величине кадастровой стоимости, указанных в постановлении Администрации и не получивших отражение в кадастре, доначислил обществу налог и пени.
Решением суда и последующими судебными инстанциями, включая Верховный Суд РФ, налогоплательщику было отказано в признании недействительным решения налогового органа, исходя из того, что постановление Администрации вступило в силу позже даты внесения в кадастр сведений об измененной кадастровой стоимости земельных участков на основании решений комиссии.
В результате рассмотрения дела Конституционный Суд РФ установил, что пункт 3 статьи 391 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не может служить основанием для возложения на налогоплательщика, добросовестно уплатившего налог на основании сведений ЕГРН (государственного кадастра недвижимости), неблагоприятных последствий в виде взыскания недоимки и пени, исчисленных с применением данных, полученных в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в реестре по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.