Известия: дело — дрон. Силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники
На сайте "Известия" опубликована статья А. Волобуева, Д. Литовкина и И. Цырулевой "Дело — дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Силовикам могут разрешить сбивать беспилотные летательные аппараты (БПЛА) над аэропортами и в местах скопления людей, например, при проведении массовых мероприятий. Такие положения содержатся в законопроекте, который Госдума 11 сентября планирует рассмотреть в первом чтении. «Известия» ознакомились с ним. Это позволит повысить безопасность полетов авиации, а также защитит от потенциальных атак террористов, поясняют авторы документа. Однако, по словам экспертов, ужесточение регулирования использования квадрокоптеров и других летательных аппаратов может фактически уничтожить этот рынок в России.
Сотрудникам МВД, ФСО, ФСБ и Росгвардии могут дать право пресекать несанкционированное использование беспилотных воздушных судов (БВС), в том числе уничтожая их. Об этом говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму группой депутатов для рассмотрения в первом чтении. Оно намечено на 11 сентября.
Сейчас в законодательстве нет норм, определяющих полномочия силовых структур по пресечению незаконного использования беспилотников, говорится в пояснительной записке к документу. Из-за этого запрет на полеты или уничтожение в целях безопасности приводит к многочисленным гражданским искам о возмещении причиненного материального ущерба.
Один из авторов инициативы, первый зампредседателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, сказал «Известиям», что документ направлен на то, чтобы предупредить противоправные действия на массовых мероприятиях, а также в аэропортах и других объектах транспортной инфраструктуры.
— Дроны используются повсеместно, поэтому необходимо было прописать детально полномочия правоохранительных органов по пресечению их незаконного использования на массовых мероприятиях. Изменения вносятся в уже действующие нормативные акты, — сказал он.
На практике силовики уже пресекают несанкционированные полеты, например, вблизи здания ФСБ на Лубянской площади в Москве, над Кремлем и мостом через Керченский пролив. Также не получится запустить дрон без разрешения и на армейских мероприятиях или форумах. Во всех этих случаях срабатывает радиоэлектронный барьер, который глушит сигнал и не дает аппарату залететь на территорию, рассказал «Известиям» военный эксперт Антон Лавров.
По его словам, нарушение воздушного пространства дронами уже носит повсеместный характер. Они представляют серьезную угрозу безопасности людей — могут использоваться для атак в местах проведения культурно-массовых мероприятий и на критически важных объектах: электростанциях, химических предприятиях, транспортной инфраструктуре. Также они могут применяться для распыления отравляющих веществ, распространения наркотиков, контрабанды и других противоправных действий, следует из пояснительной записки к законопроекту.
Боевые дроны также уже активно применялись террористами, в частности, при атаках на российскую военную базу Хмеймим в Сирии.
По словам главного редактора отраслевого издания «Беспилотная авиация» Дениса Федутинова, речь, впрочем, может идти не только о террористах или преступниках – есть риски и в использовании технически неисправных аппаратов неквалифицированными людьми.
В ФСБ, ФСО и Росгвардии и Минтрансе на запрос «Известий» не ответили. В пресс-службе МВД сказали, что «не комментируют федеральное законодательство».
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что Минтранс фиксирует многочисленные случаи полетов дронов в местах массового скопления людей и вблизи транспортных объектов, включая аэропорты.
В частности, в мае 2017 года в Хабаровске беспилотник приблизился к группе самолетов, выполнявших демонстрационные полеты в рамках празднования Дня Победы. В 2016 и 2017 годах такие аппараты без разрешения летали над территорией аэропорта Шереметьево с пересечением взлетно-посадочных полос и последующим облетом производственных зданий аэропорта, а также стоянки самолетов.
— Нельзя воспринимать запуск дрона просто как шалость. Такие летательные аппараты, действительно, представляют реальную угрозу для авиации, — сказал «Известиям» главный эксперт института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов. — Нужно быть реалистами и признать, что день, когда дрон унесет человеческие жизни, практически неизбежен.
Чтобы снизить вероятность такого происшествия, по его мнению, нужно регулировать их использование, вплоть до согласования плана полета.
В пресс-службе Домодедово «Известиям» сказали, что тестируют системы по обнаружению беспилотных летательных аппаратов. Часть продуктов уже прошли первичные испытания, но для их полноценного внедрения требуются технические доработки, добавил представитель воздушной гавани. В Шереметьево, Внуково, Жуковском и Пулково на запросы «Известий» оперативно не ответили.
Бесконтрольное использование беспилотников уже создает серьезные проблемы не только в России. В конце декабря 2018 года несанкционированные полеты БПЛА на 30 часов парализовали работу одного из крупнейших аэропортов Великобритании Гатвик. Из-за этого вовремя не смогли улететь более 120 тыс. пассажиров. Аналогичная ситуация сложилась 9 января в другом британском аэропорту Хитроу: воздушная гавань была вынуждена временно приостановить отправку самолетов из-за сообщений о появлении дрона на взлетной полосе.
На сегодняшний день продажа беспилотников в России бесконтрольна, и далеко не все из них — просто игрушки, сказал «Известиям» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он привел данные Ространснадзора, согласно которым в 2015 году было зафиксировано четыре нарушения, связанных с использованием БПЛА, а в 2017-м уже 50.
В документе также говорится, что стоимость летательных аппаратов снижается, а значит количество их владельцев в России будет стремительно расти. Согласно данным НП «ГЛОНАСС», в стране уже используется порядка 800 тыс. БПЛА. Но точной статистики по эксплуатирующимся в России беспилотникам нет, поскольку их регистрация пока не обязательна.
Власти постепенно ужесточают контроль за дронами. В июле были внесены поправки в КоАП, увеличивающие в 10 раз штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства. Минимальный размер наказания для физлиц теперь составляет 20 тыс., для юрлиц — 250 тыс. рублей.
Также с 27 сентября владельцы БПЛА весом от 250 г до 30 кг обязаны будут поставить их на учет в Росавиации. В единый реестр должны попасть даже игрушки. В пресс-службе ведомства «Известиям» сообщили, что регистрация аппаратов пока не началась, заявки можно будет подать с указанной выше даты.
В НП «ГЛОНАСС» отмечают, что постепенное ужесточение контроля за дронами уже приводит к негативным последствиям –– люди начали отказываться от них. В 2017 году РФ занимала 2% мирового рынка в стоимостном выражении ($ 163 млн). В 2019 году он оценивается лишь в $ 40 млн, отметили в НП «ГЛОНАСС». Дальнейшие ужесточение регулирования и искусственные барьеры могут привести к стагнации сектора вплоть до прекращения массового использования таких устройств гражданами, считают в организации.
Достаточно строгие законы, регулирующие приобретение и использование оружия - от пневматики, газового и травматического до нарезного - мало кого возмущают. А заполнить небо безмозглыми аппаратами, управляемыми неадекватными операторами без всякого правового регулирования - легко. НП "Глонасс" будет ждать, когда беспилотники разгромят парочку их наземных станции или когда беспилотники доберуться до их спутников?