ComNews: "Автодата.Рус" - крупнейшее хранилище данных в мире
На сайте "ComNews" опубликована статья Мельниковой Ю. ""Автодата.Рус" - крупнейшее хранилище данных в мире". В ней рассказывается о создании межoтраслевого консорциума "Автодата.Рус". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.
Участники российского и зарубежного рынков создали межoтраслевой консорциум "Автодата.Рус". Консорциум создаст национальную сервисную телематическую платформу "Автодата", которая будет аккумулировать данные по автомобилям. Финансирование проекта смешанное - на основе ГЧП, чтобы избежать монополизации рынка частным бизнесом.
30 сентября участники рынка и регуляторы приняли меморандум о создании межотраслевого консорциума "Автодата.Рус". Подписали документ НП "ГЛОНАСС", Минпромторг РФ, Минкомсвязи РФ, "Роскосмос", Ассоциация европейского бизнеса, "Яндекс", группа "ГАЗ", Российский союз автостраховщиков, РОАД, платформа "НТИ", ПАО "Соллерс", фонд "Сколково", МТС, "ВымпелКом", "Ростелеком", АО "Казахтелеком", АО "МаксимаТелеком", Росавтодор, ГК "Автодор", Федеральное дорожное агентство, ФГУП "НАМИ", АО "РВК", НТИ "Автонет", ВЭБ Ventures, правительства Курской, Самарской, Тамбовской, Волгоградской областей, ГКУ Московской области "Центр безопасности дорожного движения", университеты МАДИ, Сколтех, МФТИ, НИУ МИЭТ, а также другие организации. 11 ноября будет представлена следующая часть участников консорциума.
Руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юрий Нехайчук объяснил корреспонденту ComNews, почему "МегаФона" не было в подписантах меморандума: "В настоящее время мы изучаем вопрос и проводим оценку вариантов возможного участия". Представитель ГЛОНАСС Ярослав Федосеев сказал, что "МегаФон" участвует в консорциуме через некоммерческое партнерство с ГЛОНАСС.
"В ближайшее время мы ожидаем, что в консорциуме будет несколько сотен участников. Туда войдут и большие компании, и стартапы, и региональные организации", - сказал журналистам специальный представитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.
Ограничений по входу компаний в консорциум не существует - он открытый.
Перед организацией стоит задача по разработке и внедрению макетов сервисов, основанных на сборе данных от автомобилей, их обработке и анализе. Данные будут собираться на "Автодате" - платформе для беспилотного транспорта.
Президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко сказал журналистам, что участники должны проанализировать десятки тысяч параметров, которые генерирует автомобиль, и определить, какие данные будут накапливаться в "Автодате" и на основе каких законодательных норм. "Персональные данные, связанные с владельцем транспортного средства в "Автодате" накапливать не планируем", - добавил он.
Дмитрий Песков сказал, что в качестве механизма сбора данных рассматривается их покупка у компаний из телекома. "Речь может идти о выкупе государством данных, которые накопились, например, у участников телеком-рынка. Через несколько месяцев мы можем перейти к этому методу", - сказал он.
На вопрос о затратах государства на финансирование проекта Дмитрий Песков ответил журналистам, что совокупно расходы составили несколько сотен млн руб. и в ближайшие годы будут существенно расти.
Александр Гурко сказал, что формат ГЧП все равно останется, на первом этапе проект администрирует и финансирует государство, а дальше вопрос монетизации данных будет стоять перед бизнесом.
Дмитрий Песков объяснил: "Для нас и коллег важно найти окупаемые бизнес-модели. Государство финансирует те вещи, которые нельзя отдавать бизнесу. Государство должно финансировать проект, чтобы не возникло частной монополии".
Александр Гурко рассказал о том, что формирование консорциума началось четыре недели назад. "Это был тест на скорость", - добавил он.
"К 25 декабря мы должны решить, кто будет оператором данных. В протоколе записано, что это должна быть ассоциация с открытым доступом к информации. Это принцип недискриминационного доступа к данным. В конце года мы представим модель функционирования системы", - поделился с журналистами Александр Гурко.
На базе платформы предполагается создание сервисов, включая макеты "Умной автомобильной магистрали", "Умной дорожной сети".
"У "Автонета" большие планы по зонам тестирования, в том числе по беспилотным магистральным трассам, которые планируются к организации тестирования уже в следующем году", - сказал журналистам Дмитрий Песков.
Первой площадкой, где участники будут собирать и анализировать данные, полученные "Автодатой", станет "Сколково".
Сопредседатель фонда "Сколково" Аркадий Дворкович сообщил: "Мы одновременно являемся площадкой, где ведутся исследования в области разработки продуктов. Партнеры "Сколково" на наших площадках исследуют технологии, в том числе 5G, - например "Ростелеком!" и МТС. У нас есть небольшой бюджет на обеспечение работ, в дальнейшем мы надеемся на поддержку Российской венчурной компании (РВК). Через несколько месяцев мы отчитаемся о первых результатах, а через несколько лет надеемся стать мировыми лидерами", - сказал с трибуны Аркадий Дворкович.
Александр Гурко отметил, что в "Сколково" уже существуют беспилотные автомобили, с которыми можно интегрировать проекты консорциума.
На взгляд председателя правления АО "РВК" Александра Повалко, Россия впервые подошла к тому, что составляет основу национальной технологической инициативы. "Мы будем диктовать свою волю не только в нашей стране, но и по крайней мере в Евразийской ассоциации", - добавил он.
Александр Гурко пояснил журналистам, что вошедшая в консорциум Ассоциация европейского бизнеса объединяет все импортные бренды, работающие на территории России.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов отметил, что задача, которая стоит перед государством и консорциумом, - сформировать грамотную нормативно-правовую основу для дальнейшего развития проекта. "Бизнес должен получать данные на открытых, равных правах", - добавил он.
Александр Гурко заметил, что вопрос собственности на данные - неурегулированное поле. "Наша задача - создать нормативную базу, которая позволит обеспечить права граждан - владельцев автомобилей и при этом сохранить баланс между интересами государства и собственником. Сегодня человек механически ставит галочку при покупке автомобиля о предоставлении данных по транспортному средству. Как правило, данные уходят за границу и там монетизируются", - отметил он.
Дмитрий Песков сказал журналистам: "Сегодня, когда вы покупаете автомобиль, особенно западных брендов, большое количество данных о вас уходят в зарубежное облако. Кому они идут, как используются, никто не знает. Вопрос контроля над этими данными актуальный".
Александр Гурко заявил журналистам, что задача консорциума - создать крупнейшее хранилище данных в мире. "И в "Ростелекоме", и в "Росатоме" есть современные ЦОДы, поэтому технической проблемы в хранении данных нет. Есть вопрос надежности. Мы считаем, что данные, которые собираем, имеют глобальную ценность. Сегодня идет борьба за большие данные, многие называют их новой нефтью, в добычу данных в мире вкладываются сотни миллиардов долларов. Мы рассчитываем создать крупнейшее хранилище данных в мире для того, чтобы предоставлять дополнительные сервисы с помощью этих данных через российские компании, которые смогут проектировать свой бизнес. Все автомобильные концерны мира, надеюсь, к нам присоединятся", - сказал Александр Гурко.
О роли спутниковой связи в развитии беспилотного транспорта рассказал журналистам Дмитрий Песков. "Для автомобилей важно получать "космический" интернет. Сегодня не существует дешевых абонентских устройств, которые бы стоили не 00, а 0 например. Такие проекты мы рассматриваем, но готовых решений пока нет. Появление дешевого абонентского устройства перевернет рынок и сделает космическую группировку гораздо более востребованной", - уверен он.
"Так или иначе автомобиль превратится в гаджет, вопрос в том, будет ли переход удобным и кто будет на этом гаджете зарабатывать", - поставил точку в беседе с журналистами Дмитрий Песков.