Forestforum.ru: краткий обзор проекта больших лесоустроительных (и смежных) поправок к Лесному кодексу
На сайте "Forestforum.ru" размещен пост А.Ярошенко, руководителя лесного отдела Гринпис "Краткий обзор проекта больших лесоустроительных (и смежных) поправок к Лесному кодексу". Полностью с материалом и его обсуждением можно ознакомиться по ссылке.
Минприроды России подготовило законопроект "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части совершенствования правового регулирования отношений в области лесоустройства и таксации лесосек". Ниже приводится краткий обзор последней редакции законопроекта (по состоянию на 15 марта 2021 года).
Ключевой идеей законопроекта является монополизация планового лесоустройства федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг". В частности, в новой редакции статьи 70 Лесного кодекса, согласно законопроекту, должна появиться часть 4 следующего содержания:
"Выполнение лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в том числе на лесных участках, предоставленных в пользование, осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в соответствии с планом проведения лесоустройства, предусмотренным частью 5 статьи 67 настоящего Кодекса, собственными силами или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг".
Для внепланового лесоустройства допускается иной порядок (новая ч.5 ст.70):
"В случаях, если в отношении предоставленных в пользование лесных участков выполнение работ по таксации лесов, по проектированию мероприятий по сохранению лесов не предусмотрено утвержденным планом проведения лесоустройства, указанным в части 5 статьи 67 настоящего Кодекса, выполнение соответствующих работ осуществляется лицами, указанными в частях 2-4 настоящей статьи и обеспечивается за счет заинтересованного лица в сроки, установленные лесоустроительной инструкцией".
Законопроект предусматривает введение реестров специалистов, имеющих право на выполнение работ по лесоустройству и на выполнение работ по отводу и таксации лесосек; ведение этих реестров возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Им же должны быть установлены квалификационные требования и порядок аттестации этих специалистов.
Проведение лесоустройства на землях лесного фонда относится к федеральным полномочиям, не переданным органам исполнительной власти субъектов РФ.
Законопроект предусматривает "фотофиксацию лесных насаждений" при таксации наземными методами. Часть 4 статьи 69.1:
"При проведении работ по таксации лесов наземными методами производится фотофиксация соответствующих лесных насаждений, материалы которой включаются в состав лесоустроительной документации".
Законопроект в целом очень существенно меняет положения Лесного кодекса, относящиеся к проведению лесоустройства. Части законопроекта, относящиеся к лесоустройству, должны вступить в силу с 1 января 2022 года.
Законопроект вводит запрет на предоставление новых лесных участков, по которым нет актуальных данных лесоустройства (запрет не распространяется на приоритетные инвестпроекты в области освоения лесов, на "линейщиков", и еще на некоторые исключительные случаи):
"Предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается (за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 настоящего Кодекса, в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка)" (ч.8.1 ст.29).
Законопроект предусматривает введение полного запрета на проведение лесосечных работ без подготовки таксационного описания лесосеки:
"Выполнение лесосечных работ без предусмотренного статьей 23.4 настоящего Кодекса таксационного описания лесосеки не допускается" (ч.2 ст.23.2);
"На основе данных отвода и таксации лесосек составляется таксационное описание лесосеки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и в срок не позднее пятнадцати дней до начала соответствующих лесосечных работ направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг‚ в органы государственной власти, органы местного самоуправления, определенные в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса" (ч.1 ст.23.4).
Законопроект устанавливает требования к точности данных таксации лесосеки по запасу и породному составу:
"B случае, если по итогам предварительного осмотра лесосеки данные таксационного описания лесосеки отличаются от фактического состояния лесосеки более, чем на 10 процентов по запасу и породному составу, таксационное описание лесосеки с приложением акта предварительного осмотра лесосеки возвращается направившему его лицу c уведомлением о невозможности проведения лесосечных работ до устранения выявленного несоответствия, a лицо, ее составившее, привлекается к ответственности за нарушение правил заготовки древесины в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" (ч.3 ст.23.4).
Законопроект выделяет два вида "осмотра лесосек": "предварительный" и "заключительный". Предварительный обязателен только для некоторых случаев:
"В случае подачи таксационного описания лесосеки лицом, которое два и более раз за предыдущий год предоставляло недостоверные таксационные описания лесосеки, или в случае, если достоверность сведений, содержащихся в таксационном описании лесосеки, вызывает обоснованные сомнения, не позднее пяти дней до планируемого начала лесосечных работ органом государственной власти, органом местного самоуправления, определенным в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, проводится предварительный осмотр лесосеки" (ч.2 ст.23.4).
Законопроект предусматривает отвод и таксацию лесосек только уполномоченными лицами:
"Выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими в штате квалифицированных работников, прошедших аттестацию в области лесного хозяйства, включенных в реестр специалистов, имеющих право на выполнение работ по отводу и таксации лесосек, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти" (ч.10 ст.23.).
Законопроект в целом очень существенно меняет положения Лесного кодекса, относящиеся к отводу, таксации, разработке и осмотру лесосек. Соответствующие части законопроекта также должны вступить в силу с 1 января 2022 года.
Единственная часть, которая должна вступить в силу с 1 января 2023 года:
"Акт заключительного осмотра лесосеки составляется в форме электронного документа, B состав которого включаются материалы фотофиксации осмотра лесосеки, изготовленные с использованием специального программного обеспечения в соответствии с требованиями, установленными в части 6 статьи 19 настоящего Кодекса, и включается в состав отчета об использовании лесов, предусмотренный статьей 49 настоящего Кодекса. В случае, если границы территории, пройденной рубкой, отличаются от границ лесосеки, содержащихся в таксационном описании лесосеки, предусмотренном статьей 23.4 настоящего Кодекса, в акте заключительного осмотра лесосеки отражаются сведения о координатах характерных точек границ территории, пройденной рубкой" (ч.8 ст.23.2).
Законопроект относит заготовку березового сока к подсочке лесных насаждений:
"Подсочкой лесных насаждений является процесс нанесения на стволы деревьев хвойных пород, отдельных лиственных пород надрезов, а также процесс сбора живицы, древесных соков", "Порядок проведения подсочки лесных насаждений определяется правилами заготовки живицы, а также правилами заготовки пищевых лесных ресурсов и правилами сбора лекарственных растений" (ст. 23.6).
Законопроект реализует давнюю (тянущуюся еще с конца девяностых годов прошлого века) мечту Рослесхоза о запрете самовольного пребывания граждан в лесах с лесозаготовительной техникой и оборудованием:
"1.1. К заготовке древесины приравнивается пребывание в лесах граждан с машинами и (или) оборудованием, предусмотренными частью 10 статьи 23.2 настоящего Кодекса, не связанное с выполнением мероприятий по сохранению лесов, проведением работ по лесоустройству" (ч.1.1 ст.29);
"Перечень машин и (или)оборудования‚ предназначенных для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности" (ч.10 ст.23.2).
Текст документа приводится в посте автора и доступен по ссылке.